Непростые решения

Данная публикация отображает ситуацию на лизинговых рынках Европы. Основным мотивом статьи является тот факт, что несмотря на тяжелую ситуацию в финансовой сфере, выжить компании могут, но для этого им придется принимать непростые решения.

В прошлом месяце в офис дублинского лизингового брокера пришло письмо. На конверте стоял логотип Объединенного ирландского банка.Необычным было то, что содержание этого письма было таким же, как и в других письмах, присланных брокеру – одно из них, из Банка Ирландии, датированное 26-м июня, второе, присланное в конце апреля, – из Ломбарда Ирландии. Во всех этих письмах говорилось о том, что предложения по финансовым активам от посредников больше не рассматриваются.Подобные письма приходят брокерам всей южной Ирландии. Свидетельствуют они не только о том, что ирландские банки прекратили работу с брокерами, но также, что ирландский рынок лизинга если и не полностью уничтожен, то, по крайней мере, значительно пострадал от кризиса.

В конечном счете, это отражается на общем негативном состоянии лизинговых операций в европейских банках и, как следствие, на лизингодателях, принадлежащих этим банкам. Этот факт отлично сочетается с падением бизнес-показателей по всей Европе. Достаточно лишь взглянуть на основные показатели, отражающие общий объем падения в сфере европейского лизинга.

В Турции за 6 месяцев 2009 года бизнес-показатели упали на 74%, а крупнейший сектор – лизинг производственного оборудования рухнул с $402 млн. до $165 млн. за первый квартал 2009-го.

Согласно данным румынского ежедневника Ziarul Financiar, за первый квартал т. г. румынский рынок упал на шокирующие 75%. Более оптимистична Адриана Ачиарлиу, президент Ассоциации лизинга Румынии, которая утверждает, что более достоверным является показатель – 60%.

В то же время в Эстонии за январь-май 2009-го рынок упал на 73%, в Германии за этот же период – на 25%.

Аналитики ожидают, что в Италии на конец т. г. показатели уменьшатся на 30% по сравнению с 2008-м.

Таким образом, ни для кого не стало неожиданностью то, что многие из крупнейших европейских лизингодателей, принадлежащих банкам, показали слабые финансовые результаты в 2009 году.

В прошлом месяце Генеральные директора лизинговых компаний всего континента сообщали, насколько тяжело им вести бизнес. Не так давно Австрия была центром быстро развивающегося рынка, и вот уже Дитер Шайдл, Генеральный директор Raiffeisen Leasing International, заявил, что Австрия и большинство стран Центральной и Восточной Европы находятся в свободном падении: «Спрос во многих странах упал значительно. Даже если бы мы не применяли никаких ограничений и выделили бы такие средства, как и в прошлые годы, мы все равно не получили бы таких показателей, как в 2006-2007 годах. Причина этому – общая нехватка спроса. Компании попросту ведут себя очень осторожно и стараются отложить процесс инвестирования».

Генеральный директор крупного литовского лизингодателя Snoro Lizingas Аурелиус Свейкаускас утверждает, что в 2009 году рынок лизинга в Литве существенно снизился, и добавил, что не видит улучшения в ближайшем будущем.

Причины

Не нужно проводить глубокие исследования, чтобы понять причины происходящего. Рудигер фон Фолькерзамб, председатель правления Leaseurope и Генеральный директор Deutsche Leasing, указал на стоимость финансирования как на ключевую проблему, с которой столкнулись лизинговые компании, принадлежащие банкам. Некоторые лизинговые компании сообщают еще больше: представители крупной лизинговой компании Греции жалуются, что в нынешних условиях подобная цена финансирования еле позволяет им сводить концы с концами.

Все менеджеры, высказавшие свои мнения по этому вопросу, придерживаются подобных точек зрения, включая Джона Беннета, Генерального директора Bank of America Leasing, который заявил: «Внутри банков существует сильная конкуренция. Разные финансовые продукты включая лизинг, борются за ограниченный капитал. Год-полтора назад лизинг был довольно сильным конкурентом, поскольку прибыль по лизинговым сделкам была в целом выше, чем у остальных продуктов. Сегодня разрыв по прибыли сократился, банки стали выдавать меньше средств по всем кредитным продуктам, а стоимость финансирования значительно увеличились.

Это точка зрения отражена также и Фолькерзамбом, который подчеркнул, что «распределение активов по лизинговым подразделениям, учитывая ухудшение кредитных рисков» стало еще одной ключевой причиной проблем в секторе лизингодателей, принадлежащих банкам.

В дополнение недавно по всей Европе были приняты изменения в учете, что особенно касается нового лизингового учета IFRS соответственно с подходом IASB. Это, а также другие законодательные акты, добавили вопросов лизинговому сектору.

Явным примером может стать увеличение НДС в Турции с 1 до 18%. Бюлент Тазар, председатель правления Турецкой Ассоциации лизинга заявил: «Увеличение НДС отрицательно сказалось на объемах лизинговых операций, и мы считаем, что рост НДС стал причиной 50% общего падения».

Растущее количество неплательщиков имело пагубное воздействие и на ситуацию в лизинговых компаниях – в Великобритании, согласно последним статистическим данным, объемы проблемных клиентов составили 4%, учитывая оставшиеся риски. Беннет считает, что объемы неплательщиков еще не достигли пика в данном кредитном цикле, и опасается, что проблемных контрактов станет еще больше.

Оптимистическая точка зрения на эту проблему включает тот факт, что несмотря на рост количества проблемных клиентов на лизинговом рынке, объемы задолженностей остаются меньшими, чем на других финансовых рынках.

«В нашей компании задолженности выросли незначительно, меньше чем в среднем по рынку», – говорит Сем Сурмен, Генеральный директор Турецкой Garanti Leasing.

В Эстонской Ассоциации лизинга также не замечают особого роста задолженностей. Рит Хаал, директор Ассоциации, заявляет, что на сегодняшний день они составляют приблизительно 3%.

В компании Nordea Finans также не отмечают проблемы с задолженностями, даже в Балтийских странах, которые сегодня являются наиболее уязвимыми.

Второй проблемой лизинговых компаний является увеличение количества мошенничеств. Британский журнал Leasing Life несколько месяцев собирал об этом информацию. В результате исследования в Великобритании был зарегистрирован регистр активов в форме таблиц, где указывается, какие автивы были профинансированы.

Подобный регистр планируют запустить и в Австрии, а Румынская Ассоциация лизинга сообщила, что намерена осуществить такой же проект до конца осени. Ассоциация заключила соглашение с румынской полицией по обмену информацией о мошенничествах. Представители румынской Ассоциации уверены, что в течение полугода количество мошенничеств начнет уменьшаться.

Падение местных валют по отношению к Евро стало головной болью для многих лизинговых компаний. Уменьшение остаточных стоимостей – еще одна проблема, которая ударила по лизингодателям всей Европы.

Ответ Кризису

Лизингодатели, принадлежащие банкам, сталкиваются с похожими проблемами, однако решают их по-разному. Хотя, безусловно, практически все компании активно инвестируют в финансовые и юридические департаменты и сокращают отделы продаж и маркетинга.

Некоторые компании предпринимают своеобразные меры для того, чтобы справиться с кризисом. Им приходится сокращать непрофильные компании, даже если они не убыточны. К примеру, компания Fortis Lease UK, специализирующаяся на лизинге машин и оборудования, закрыла направление яхт и самолетов, хотя и имела портфолио по этому направлению в размере ?500 млн. и около 25 высокоценных активов. Направление было закрыто по той причине, что это был непрофильный бизнес. Другая возможная причина: штаб-квартира Fortis Lease UK находится в Глазго, а закрытое направление базировалось в далеком Лондоне. Безусловно, сокращение направления никак не связано с приобретением Fortis французским банком BNP Paribas. Fortis Lease UK – дочерняя компания брюссельской Fortis Lease.

Кроме закрытия непрофильных направлений, рецессия заставила компании значительно сократить штаты. Изабелл МакЭван, известный директор по продажам Fortis Lease UK, стала одной из жертв сокращений. Ни сама компания, ни Изабелл никак не прокомментировали причины ее ухода.

По всему континенту подразделения банков становятся куда более осторожными в выборе клиентов. В период перед кризисом совершались огромные объемы операций, что и привело к росту неплательщиков, так что осторожность при выборе сегодня не помешает.

State Securities, известный игрок на лизинговом рынке Великобритании, который много лет специализировался на подписании большого количества контрактов, сегодня существенно уменьшил их число. Еще одно изменение может заключаться в переходе некоторых лизинговых компаний от рискованных маленьких контрактов к средним и большим. Особенно заметно это в Турции, несмотря на исторически сложившийся фокус компаний на небольших сделках. В 2007 году средний размер контракта в Турции составил $125.000, а в 2009 – уже $300.000. В компании HSBC Equipment Finance сообщают, что их стратегия роста включает развитие направления, которое будет финансировать проекты стоимостью между ?5 и ?50 млн. Другие лизингодатели, особенно Ломбард Великобритании, планируют развитие направления небольших сделок.

Ответ кризису от лизингодателей, принадлежащих банкам – это то, что они сами называют «большой щедростью для клиентов». UniCredit Leasing в Румынии с целью помочь клиентам постоянно использует кредитные каникулы сроком до 6 месяцев.

Итальянский гигант UniCredit также предлагает кредитные каникулы сроком до 1 года клиентам, которые ждут платежей от государства, например, строительным компаниям, работающим над проектами в государственной сфере.

«Наиболее длительные каникулы на 6 месяцев мы предоставили клиенту, у которого на данный момент проблемы, однако он должен получить транш от государства. Сейчас мы анализируем ситуацию еще с двумя клиентами, которым планируем предоставить каникулы на 1 год», – говорит Дэн Константинеску, старший менеджер по продажам UniCredit Leasing в Румынии.

В соседней Болгарии Raiffeisen Leasing уменьшил требования по лизингу автомобилей, снизив стартовый платеж до 15% стоимости объекта. В компании надеются, что такое предложение, доступное для автомобилей низкой и средней стоимости на лизинговых контрактах до 60 месяцев, сумеет поднять спрос.

В целом, сроки контрактов становятся более длительными. В компании Haal, к примеру, заметили, что если до начала кризиса средняя продолжительность контракта составляла 30 месяцев, то сегодня она значительно выросла.

Почти по всей Европе лизинговые компании ищут способы улучшить свою структуру. Для тех лизингодателей, которым посчастливилось иметь свободные средства, появилась возможность инвестировать в улучшение технологий, а также развивать департаменты кредитования и анализа рисков.

HSBC Equipment Finance, к примеру, на данный момент устанавливает информационную систему, разработанную Sun-Gard и Northgate Systems.

Тем временем, другие лизинговые компании, принадлежащие банкам, делают все, чтобы улучшить отношения с клиентами. Поддержка хороших отношений с существующими клиентами имеет сегодня явный приоритет перед привлечением новых.

Компании Barclays Asset & Sales Finance сообщают, что в течение нескольких последних месяцев у них очень активно работают департаменты маркетинга и коммуникаций с целью «улучшить коммуникации и обслуживание клиентов».

Рецессия заставила лизингодателей по-иному посмотреть на активы, которые они финансируют. Это объясняет значительный переход в сторону финансирования более ценных активов, а также значительный рост в секторе лизинга для государственных программ.

Одна лизинговая компания, принадлежащая банку, зафиксировала 90% рост в секторе лизинга для государственных программ, в то время как аналитики отмечают стабильно высокий спрос на лизинг от местных властей.

Меняющийся облик лизинговых компаний

И все же, ситуация на лизинговом рынке не так уж плоха, как может показаться после прочтения вышеуказанной информации. Некоторые банки, особенно в Великобритании (которые признаются, что не публикуют полную финансовую информацию своих лизинговых подразделений, также как и их конкуренты в континентальной Европе), смотрят в будущее с разумным оптимизмом.

Итак, как же они рассчитывают расти, в то время как по всей Европе лизинговая отрасль находится в кризисе? Лизингодатели, которые принадлежат стабильным и ликвидным банкам, потенциально способны расти даже во время рецессии. В конце концов, лизинговые компании на развитых рынках больше всего волнует не то, что на рынке может быть недостаточно активности, а то, что спрос может превысить предложение.

HSBC Equipment Finance – одна из таких компаний. Имея небольшое портфолио и материнскую компанию со свободными средствами, эта компания, по словам ее Генерального директора Ричарда Картера, «работает над тем, чтобы расти в средней и долгосрочной перспективе».

Следующая история успеха относится к лизинговому подразделению Credit Agricole, которое показало рост валовой прибыли на 15% до ?77 млн. в первый квартал 2009 года.

Немецкий лизингодатель IKB Leasing также растет, несмотря на то, что его материнская компания получила государственные гарантии. Общий объем сделок составил ?260 млн. в 2008 году, а в 2009-м ожидается на уровне ?305 млн.

Как результат кризиса лизингодатели будут вынуждены по-другому подумать о том, какими компаниями они хотят быть. Портрет идеальной компании – это более плоская компания, хорошо оснащенная новейшими технологиями для борьбы с мошенничеством и неплательщиками. Она должна быть осторожна, чтобы не вернуться в докризисные времена, когда заемы выдавались слишком легко и глупо. Ее дальнейший путь изменится – она будет меньше пользоваться услугами брокеров, а больше доверять финансовым специалистам.

Лизинговые компании, принадлежащие банкам, станут более централизованными, полагаясь на работу с клиентами материнских компаний. Так, в лизинговом подразделении банка Barclays’ в прошлом месяце сообщили о том, что они планируют продолжить интеграцию с другими департаментами материнского банка. Таким образом, в Barclays’стараются не отстать от конкурентов – компания ING Lease, предвидя кризис, полностью интегрировалась в процессы материнского банка еще в марте 2007-го.

Такие шаги, как, впрочем, и практически любые в наше время, хоть и являются стратегически мудрыми в нынешней экономической ситуации, однако могут быть сопряжены с трудностями. К примеру, среднесрочная стратегия развития компании ING Lease была переориентирована после того, как на нее значительно повлиял кризис.

В итоге выжить сегодня может не тот, кто стоит на месте и ждет будущего, а тот, кто принимает непростые решения.

По материалам журнала Leasing Life.

Перевод – Дмитрий Александров, PR менеджер Ассоциации