Куда пойдет прокат?

Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе

Раскрутка крупного бизнес-проекта связана с большими затратами на рекламу. Вадим Нестерчук решил эту задачу нетривиально: создав раллийную команду SiXT Ukraine, ее основатель и первый пилот пошел в СМИ. Он предлагал телевизионщикам и журналистам печатных изданий ездить на различные соревнования, включая этапы легендарного “Дакара”, и при этом открывал медийщикам нюансы своей профессии. Как рассказывал “Эксперту” несколько лет назад сам Нестерчук, поначалу руководство телекомпаний неохотно шло ему навстречу, не понимая, какие выгоды сулит сотрудничество с SiXT Ukraine. Но его умение убеждать в своей правоте людей и популяризация автоспорта на личном примере сделали свое дело: отечественные СМИ активно освещали участие украинской раллийной команды в гонках с места событий.

Друзья и коллеги долгое время считали, что вывоз медийщиков на международные соревнования – это расточительство, слишком дорогое удовольствие. Однако трансляции с гонок мирового масштаба сделали великолепную рекламу компании Вадима Нестерчука. Так, благодаря атипичным каналам коммуникации с потенциальными клиентами SiXT Ukraine стала одной из самых успешных франшиз и одним из самых узнаваемых брендов.

Пять евро в день

Будучи внешне спокойным и дружелюбным человеком, а внутри – неугомонным, Нестерчук в бизнесе напоминал Стива Джобса. Самая яркая идея – прокат легковых автомобилей за пять евро в день на непривыкшем в принципе к аренде машин украинском рынке. И если до реализации его программы две трети клиентов прокатной компании составляли иностранцы, то потом главную роль в этом бизнесе стали играть наши сограждане. По оценкам Ассоциации автопрокатных компаний Украины, в первом квартале 2013 года доля украинских клиентов возросла до 70%.

Во время проведения Евро-2012 компания SiXT Ukraine оказалась единственным оператором, который не взвинтил стоимость проката легковых авто. Так, микролитражку VW Polo здесь можно было арендовать за 282 евро в неделю, а бизнес-седан Toyota Camry – за 713 евро. Компания Hertz просила тогда за недельный прокат VW Polo 763 евро, за Camry – 805 евро. При этом Вадим Нестерчук отважился увеличить срок коммерческой эксплуатации прокатных автомобилей с трех до пяти лет.

Внутренний толчок

Прокатный бизнес уникален тем, что сильно зависит от туризма и сам оказывает на него большое влияние. Слабое в сравнении с Европой развитие автопрокатной сети в Украине эксперты объясняют недоразвитостью отечественной туристической инфраструктуры.

Между тем ряд факторов делают нашу страну всё более привлекательной для местных и зарубежных путешественников. Во-первых, прошедший в 2012 году футбольный чемпионат Европы открыл Украину для европейцев. Результатом этого позитивного шока стал 15-процентный рост въездного туризма. Среди россиян и белорусов Киев в нынешнем году возглавил рейтинг туров выходного дня, а Крым остался традиционным местом летнего отдыха. Кроме того, растет популярность внутреннего туризма, что отражается в строительстве новых придорожных заведений, гостиниц, а также резком расширении возможностей онлайн-бронирования в Украине.

Сегодня осталось не так много отдыхающих, проводящих отпуск по принципу “ем в отеле – сплю на пляже”. Всё больше туристов хотят активно проводить свои каникулы и посещать местные достопримечательности, не желая зависеть от услуг локальных туроператоров. А для этого нужен автомобиль.

Оборот рынка проката легковых автомобилей превысит в нынешнем году 55 млн долларов. Цифры ориентировочные, поскольку это закрытый бизнес-сегмент, операторы которого неохотно делятся информацией со сторонними аналитиками. В 2012 году рынок автопроката вырос в нашей стране на 15%. По прогнозу Ассоциации лизингодателей, в 2013-м рост этого бизнеса составит 25%. Председатель Ассоциации автопрокатных компаний Украины Станислав Луцкович оценивает ежегодный рост прокатного рынка в нашей стране примерно в 20%.

Равнение на локализацию

По словам Вадима Нестерчука, в 2011 году доля компании SiXT Ukraine на отечественном рынке прокатных услуг составляла 40%. Однако к марту 2013-го она сократилась до 30%. Основную роль тут сыграла активизация деятельности локальных прокатных компаний, которые по примеру флагмана рынка стали предлагать клиентам дешевые продукты. По словам менеджера по прокату автомобилей компании BLS Андрея Иванова, стоимость услуг локальных операторов уже на 20-30% ниже, чем у международных брендов. Минимальная суточная стоимость аренды автомобилей бюджетного сегмента составляет в малых прокатных компаниях 200 гривен в сутки или 1400 гривен в неделю без учета скидок. Это очень привлекательная цена, хотя до программы “пять евро в день” ей далеко, но стоит учитывать, что по такой цене взять бюджетную малолитражку в SiXT можно лишь в том случае, если заранее ее забронировать, бережно эксплуатировать и не ездить свыше ста километров в день.

Интерес локальных прокатных компаний к рынку в ближайшие годы будет определяющим фактором развития прокатного бизнеса. Это представляет серьезную проблему для международных брендов, и некоторые из них уже сдают позиции. Например, компания Hertz, бывшая пионером и лидером украинского автопрокатного рынка, сейчас лишь замыкает топ-пятерку операторов, предлагающих аренду легковых авто. По мнению работающих в этой сфере менеджеров, основная беда титулованной компании – высокая текучесть кадров. А это свидетельствует об отсутствии новых идей и опасно высокой инерционности бизнес-модели, которую Hertz использует в Украине.

В одном из интервью нашему журналу Вадим Нестерчук рассказал, что рентабельность прокатного бизнеса в Украине составляет около 30%. Это хороший показатель для фирм, которые намерены работать здесь серьезно и долго, однако недостаточный, чтобы обратить на себя внимание профессиональных рейдеров. В этом смысле компании SiXT Ukraine ничего не грозит. К тому же Нестерчук оставил после себя профессиональную команду, способную сохранить созданный им бизнес.

Но потери, безусловно, будут. С прекращением деятельности раллийной команды SiXT Ukraine закрылся главный канал популяризации “оранжевого” бренда. И пока непонятно, появятся ли новые идеи в компании. Если их не будет, в среднесрочной перспективе доля SiXT на рынке автопроката снизится на десять процентных пунктов. Об этом говорит история той же Hertz на украинском рынке.

Однако стоит учитывать, что в среднесрочной перспективе прокатный бизнес в стране удвоится. Если сейчас парк прокатных авто составляет около двух тысяч автомобилей, то опрошенные “Экспертом” аналитики едины в том, что за два-три года парк прокатных автомобилей должен увеличиться вдвое, чтобы поспеть за растущими потребностями рынка.

Вадим Нестерчук не смог выиграть “Дакар”, но он сумел выстроить под себя рынок, где он и его команда стали безусловными лидерами.

ЛІГАБізнесІнформ