В то время как авиапроизводители наращивают свои производственные возможности для удовлетворения мирового спроса на воздушные суда, на финансовом рынке происходят заметные изменения. Эксперты AviaAM Leasing отмечают спад банковской активности в части финансирования сделок по приобретению или лизингу самолетов. Ввиду различных факторов, многие банки сокращают свое присутствие или вовсе покидают рынок, создавая новые трудности для авиакомпаний, которые ищут надежные источники финансирования для покупки самолетов и совершения других сделок.
Рост производства воздушных судов
В I полугодии 2012 года корпорация Boeing поставила заказчикам 237 новых воздушных судов, 334 единицы техники будут поставлены до конца текущего года. За аналогичный период Airbus поставил клиентам 228 самолетов и еще 315 судов заказчики получат к началу 2013 года. Согласно этим показателям, два ведущих мировых авиапроизводителя планируют до конца 2012 года увеличить объем поставок новых воздушных судов на 10% по сравнению с 2011 годом. Производители планируют сохранить намеченные темпы роста в ближайшие годы.
“Авиапроизводители наращивают объемы производства, чтобы максимально сократить период ожидания заказчиками поставок новых самолетов. Это, в свою очередь, увеличивает спрос на источники финансирования, поскольку большинство авиакомпаний не способны самостоятельно обеспечивать крупные сделки по приобретению или лизингу самолетов. Ввиду текущей ситуации на финансовом рынке поиск источников финансирования подобных сделок для перевозчиков, особенно менее крупных, значительно усложнился”, – говорит заместитель генерального директора AviaAM Leasing Гядиминас Щаудвитис.
Снижение банковской активности
Глобальный экономический кризис и кризис суверенных долгов Европы привели к ужесточению банковского законодательства, в результате чего часть европейских банков была вынуждена снизить свою активность по финансированию авиационной отрасли или вовсе уйти с рынка.
Европейские банки теряют интерес к авиационной индустрии из-за нестабильности региональных авиационных рынков, где только с начала этого года обанкротились несколько крупных авиаперевозчиков. Еще один неблагоприятный фактор – ограниченные возможности банков по выдаче валютных средств в долларах США (именно доллары США являются основной валютой на мировом авиационном рынке). Это приводит к удорожанию кредитов на рынке. Следствием всего вышеперечисленного стало 20% сокращение количества кредитов, выданных банками авиакомпаниям в 2011 году (по данным Ascend).
Альтернативные источники финансирования
Для дальнейшей реализации планов по развитию, мировые авиакомпании ищут новые способы финансирования сделок по приобретению ВС. К счастью, другие игроки финансового рынка настроены более оптимистично и готовы занять рыночную нишу вместо банков. В частности, речь идет о лизинговых компаниях, суверенных фондах, институциональных инвесторах и компаниях, управляющих частным капиталом. Эксперты AviaAM Leasing также отмечают, что западные перевозчики начинают все чаще обращаются к азиатским партнерам, поскольку финансовые институты этого региона предлагают более выгодные условия сотрудничества.
Лизинг или собственность?
Текущая ситуация на финансовом рынке неизбежно влияет на характер сделок, совершаемых между участниками рынка, особенно в сегменте поддержанных узкофюзеляжных самолетов. Эксперты AviaAM Leasing отмечают, что с каждым годом именно лизинг самолетов становится все более популярным видом транзакций. Можно с уверенностью заявить, что количество лизинговых сделок будет превосходить количество сделок по купли/продаже в рамках определенного типа ВС. По итогам I полугодия 2012 года продажи воздушных судов в Европе сократились на 12% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, а количество лизинговых соглашений увеличилось.
Сегодня большинство инвесторов предпочитают вкладывать средства в сделки по купли/продаже новых самолетов. Более старые самолеты приобретаются перевозчиками в основном в лизинг. К примеру, в прошлом году примерно половина всех проданных самолетов типа Airbus A320 были собраны в 2011 году, 29% – после 2000 года, 21% были старше 14 лет. В то же время только 7% проданных в лизинг самолетов Airbus A320 были новыми, 50% – собраны после 2000 года, 43% – старше 14 лет. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими типами ВС.
Рыночная ниша
Согласно рыночным показателям, количество сделок с воздушными судами неизменно растет вслед за увеличением объемов производства самолетов. Эксперты AviaAM Leasing отмечают, что вместе с изменениями на финансовом рынке, меняется и характер сделок. Сегодня авиакомпании по всему миру отдают предпочтение именно лизинговым, а не традиционным финансовым решениям, предлагаемым банками. Поэтому альтернативные финансовые институты имеют прекрасные возможности, чтобы занять нишу, которую оставили за собой покидающие авиационный рынок банки.