"Развитие лизинга сдерживает низкая осведомленность клиентов"

Генеральный директор компании “УниКредит Лизинг” Лариса Чернышова

— По итогам трех кварталов портфель компании снизился более чем на 8%. Чем вызвано уменьшение объемов бизнеса?

— Отчасти общее снижение объема портфеля вызвано работой с проблемной задолженностью. Клиенты погашают долги, образовавшиеся после кризиса 2008 года. Кроме того, с сентября текущего года мы были вынуждены снизить нашу активность, что было связано со следствием снижения рейтинга Украины —значительным ростом стоимости привлечения внешних ресурсов для украинских компаний. Тем не менее если во II квартале объем профинансированного нашей компанией нового бизнеса составил 185 млн грн, то в III квартале — 260 млн грн.

— Вы берете средства только у материнской структуры?

— Да, большую часть ресурсов мы привлекаем от европейских банковских структур, принадлежащих группе UniCredit. Мы также получили средства от международных финансовых организаций, в частности от ЕБРР, однако доля таких заимствований довольно незначительная.

— При каких условиях вы возобновите активную работу?

— Мы надеемся, что стоимость внешних заимствований для Украины постепенно немного снизится, и ставки уже не будут такими высокими, как в течение последнего квартала 2013 года.

— Как вы считаете, в чем преимущество лизинговых компаний, принадлежащих банкам, по сравнению с небанковскими лизинговыми компаниями?

— Первое преимущество — доступ к источникам финансирования. Второе — экспертиза. Ведь в лизинге, как и в кредитовании, процедуры оценки потенциальных клиентов идентичны, поэтому лизинговым компаниям не нужно тратить дополнительные человеческие, материальные, информационные и временные ресурсы на разработку и внедрение большинства процедур, политик и технологий. Вся эта экспертиза обычно уже наработана банком. Более того, часто часть функций, например, по оценке платежеспособности клиента, функции бэк-офиса, передаются на аутсорсинг банку. Еще одно важное преимущество — возможность использования клиентской базы и сети отделений банка. Для нас, например, банковская сеть является одним из основных каналов продаж.

— При этом большая часть портфеля лизинговых компаний — это договоры с юридическими лицами. Почему банковские лизинговые компании предпочитают работать с компаниями?

— Я не думаю, что это вопрос предпочтений. Во-первых, исторически лизинг появился в начале 2000-х годов как финансовая услуга для юридических лиц, и только после 2008 года началось продвижение лизинга для физических лиц. Во-вторых, основное направление, где возможна работа с физлицами,— финансирование автомобилей в лизинг. Это довольно узкий сегмент, поэтому доля портфеля физлиц очень мала. Если говорить о нашей компании, то порядка 80% клиентов — это юридические лица. В общем объеме портфеля на них приходится более 90%.

— Вы давно работаете с физическими лицами?

— Уже несколько лет. При этом последние пару лет, используя сеть отделений Укрсоцбанка, мы активно предлагаем населению лизинг автомобилей как альтернативу кредиту.

— Вы финансируете покупку только новых активов?

— Да. Иногда, в виде исключения, мы финансируем покупку активов б/у, которые возвращаются из лизинга. Однако часть таких договоров крайне незначительна.

— Что сдерживает развитие лизинга в Украине?

— Один из ключевых факторов, сдерживающих развитие лизинга,— низкая осведомленность клиентов. Второй фактор связан с тем, что лизинг это долгосрочное инвестиционное финансирование и, соответственно, очень зависит от макроэкономической ситуации и инвестиционного климата в стране. Собственник бизнеса будет инвестировать только в том случае, если он уверен в экономической и политической стабильности. Сейчас в Украине с этим не все гладко, поэтому тех, кто готов инвестировать и обновлять основные средства, весьма немного.

Коммерсантъ-Украина