К чему привел авторынок утилизационный сбор и что происходит с ценами?

Как уже сообщал AUTO-Consulting, в октябре усилиями всех операторов удалось реализовать 15,3 тыс. автомобилей, что на 22,6% меньше, чем год назад, но в то же время реализация авто по сравнению с сентябрем увеличилась на 14,7%. Рынок успел привыкнуть к новым условиям? Или пока разбирают еще запасы на складах? – с такими вопросами AUTO-Consulting обратился к ведущим автомобильным компаниям.

После откровенно провального сентября, когда зарегистрировано было лишь 13,4 тыс. новых автомобилей, октябрь стал более успешным. По данным AUTO-Consulting реализация новых автомобилей увеличилась до 15,3 тыс. автомобилей, что стало на 14,7% больше, чем за предыдущий месяц.

Это и есть новый предел авторынка, или это временный показатель? С таким вопросом AUTO-Consulting обратился к автомобильным операторам.

Директор по продажам «Пежо Украина» Виктор Кордилевский считает, что 15 тысяч в месяц – это не окончательный показатель, поскольку объем рынка сентября, это последствия рынка в августе из-за введения утилизационного сбора. Сейчас уже складывается ситуация, когда постепенно формируется отложенный спрос из-за возможных изменений, связанных с рассмотрением новых законопроектов об утилизационном сборе и подписанием Украины Ассоциации с ЕС. Потенциальные клиенты просто ждут каких либо изменений и самое главное стабильности. Поэтому в зависимости от ситуации, рынок может менять свой объем, но конечно в пределах + 2-3 тыс автомобилей.

Директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак, полагает, что другого результата и не могло быть. Падение спроса – это отображение настроения покупателей, вызванное изменением правил игры на рынке. Наш прогноз до конца года – 16 тыс. авто в месяц (легковые+коммерческие).

Директор департамента Mazda компании «АВТО Интернешнл» Юлия Сивак считает, что реалии были еще хуже. Принимая во внимание неясную ситуацию с оформлением автомобилей в сентябре 2013 г., когда и машины, произведенные в Украине, и завезенные после 1 сентября авто с уже уплаченным утилизационным сбором, было сложно поставить на учет из-за неурегулированного законодательства. Процедура оформления справок о сборе была официально утверждена только в конце месяца, поэтому часть автомобилей попала в регистрационные данные уже октябрем.

Судя по обратной связи от предприятий дилерской сети, количество посетителей в салонах и спрос на автомобили фактически сократился и в октябре, и даже существеннее чем в сентябре, просто статистика еще не успела это отразить. В сентябре покупатели еще надеялись найти в салонах автомобили, растаможенные до утилизационного сбора. Реальные продажи в целом по Украине, по нашему мнению, в сентябре и октябре был примерно одинаковыми (около 14 тыс. шт.) Точка минимума наступила где-то в начале октября.

Практически солидарен с предыдущим мнением и директор департамента маркетинга и рекламы “НИКО Менеджмент” Ярослав Вовк. Показатель регистраций октября приближен к потенциалу рынка в новых законодательных условиях. На самом деле потенциал даже немного ниже (13-14 тыс. авто), но на октябрьские показатели повлияли в значительной мере продажи сентября (регистрации по разным причинам отобразились в октябре).

В премиальном сегменте на спрос влияли и другие факторы. Так специалист по развитию продукта Audi компании «Порше Украина» Надежда Чапля говорит, что на результатах сказался довольно пессимистичный настрой украинского потребителя, рост курса валют, негативный опыт или отзывы по прошлому периоду, которые были связаны с трудностями в регистрации автомобилей. Многие потенциальные покупатели отложили покупку до момента “стабилизации” ситуации и ждут отмены пошлин и изменения величины утилизационного сбора.»

Украинский потребитель был обескуражен законодательными изменениями и из-за потока различных акций и скидок, на информационном фоне разговоров о введении утилизационного сбора не до конца понимал что происходит. К тому же, по мнению руководителя сбыта автомобилей SEAT компании «Порше Украина» Дарьи Штименко, украинцы не любят серьезных изменений и обычно довольно долго к ним подстраиваются. Большинство потребителей, которые запланировали покупку на осень этого года, купили автомобиль в августе, либо отложили её на позже, чтобы иметь возможность разобраться во всех нововведениях.

Председатель Правления АТ «Рено Украина» Ян Птачек также полагает, что к новым правилам игры на рынке нужно адаптироваться и клиентам и игрокам на рынке. Но мы верим, что постепенно рынок будет оживать.

AUTO-Consulting попросил прокомментировать и итоги продаж, ведь даже на фоне спада рынка, далеко не все компании оказались в проигрыше. Были и такие, кто не только нарастил реализацию, но и сумел обойти давних конкурентов.

К примеру, Renault увеличила сбыт на 122%. Ян Птачек отмечает, что Renault в октябре смогла стать №5 на рынке с долей 6,7%.
«Мы достигаем таких успехов благодаря следующим факторам: практически полностью обновленному модельному ряду, конкурентной цене, честному кредитному предложению, профессиональной дилерской сети, а также благодаря наличию широкого выбора автомобилей на складе в дилерской сети.»

Ярослав Вовк считает, что в октябре результат Mitsubishi – 3% рынка и рост 42% – это хороший показатель, который обусловлен специальным ценовым предложением на внедорожники (без учета утилизационного сбора). Данное предложение действительно и на ноябрь, поэтому в компании ожидают результат не хуже прошлого месяца.

Юлия Сивак – также из тех, кому удалось в октябре нарастить продажи. Но в ее случае с Mazda, дилеры уже с сентября 2013 г. активно продают автомобили, растаможенные с уплаченным утилизационным сбором. Для сохранения лояльности покупателей (у которых не появились лишние деньги с введением новых налогов) и несмотря на существенное влияние утилизационного сбора на стоимость авто, особенно с двигателем 2,5л, «АВТО Интернешнл» либо сохранил прежние цены, либо лишь частично их откорректировал.

В «Пежо Украина» действовали точно так же. А добиться роста, по мнению Виктора Кордилевского, удалось за счет сбалансированной политики по формированию склада и ценообразования. И не смотря на повышение затрат, были предоставлены скидки не только на автомобили, завезенные до 01.09, но и на объемообразующие модели, завезенные после 01.09. Второй фактор – продажи корпоративным клиентам.

Успеху и росту продаж способствовал и выход новых моделей. Так, генеральный директор ООО «Укр-УзАвто» Фарход Абдуллаев, связывает рост продаж Daewoo в октябре с эффективной ценовой политикой импортера (специальные цены на автомобили Daewoo Matiz и Daewoo Nexia 2012 г.в. и 2013 г.в. со скидкой до 8000 грн. и до 11650 грн. соответственно), а также, началом продаж новой модели – Daewoo Gentra.

Но экспериментировать с ценами и скидками, разумеется, могли те компании, у кого были достаточные склады. Директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак сообщил AUTO-Consulting, что в октябре продажи автомобилей Citroёn были ниже ожидаемого результата. Однако причиной этого была, как ни странно, популярность Citroёn у покупателей. Клиенты оценили выгодное соотношение европейского качества и заманчивой цены – и быстро разобрали автомобили, ввезенные до 1-го сентября без уплаты утилизационного сбора. В итоге в октябре склад таких автомобилей Citroёn быстро иссяк в то время, как конкуренты еще распродавали свои автомобили, ввезенные до принятия утилизационного сбора с немалыми скидками. Поэтому в октябре преимущество на рынке получил тот, кто сумел предложить больше автомобилей, ввезенных до принятия утилизационного сбора.

Если в октябре операторы еще могли экспериментировать с ценами, имея определенные запасы на складах «доутилизационных» авто, то в ноябре таких полей для маневра осталось уже меньше. Тем не менее, с ценами происходит что-то невероятное: они растут и тут же опускаются при помощи скидок. AUTO-Consulting поинтересовался у операторов: Что же будет с ценами дальше? И как на них будет реагировать покупатель?

Виктор Кардилевский (Peugeot) констатирует, что утилизационный сбор добавлен в полном объеме к стоимости авто, но при этом предоставляются скидки на ряд моделей.

Ярослав Вовк (Mitsubishi) отмечает, что не смотря на поставки авто с уплатой экологического налога, пока им удается держать цены.

Не успели еще поменять цены и в компании «Укр-УзАвто» (Daewoo), так как еще есть запас автомобилей Matiz и Nexia 2012 г.в. и 2013г.в. со скидкой до 8000 грн. и до 11650 грн. соответственно. Продажи новой модели Daewoo Gentra стартовали только в конце октября текущего года, в ее цене уже содержится утилизационный сбор, но она более чем привлекательна – от 99000 грн., поэтому реакция покупателей хорошая, – отметил Фарход Абдуллаев.

В «Ситроен Украина» цены изменились. По словам Лоика Сибрака: «Мы не можем сдержать изменение цены из-за утилизационного сбора, ведь его сумма довольно велика. Также мы вынуждены компенсировать изменение в валютном коридоре евро-доллар-гривна, чтобы держать цены стабильными для покупателей.

Однако мы все равно стараемся делать приобретение автомобилей Citroёn максимально выгодным для покупателя. К примеру, продаем популярные модели по специальным ценам. Также предложили покупателям новые, еще более выгодные, кредиты Citroёn Financial Services. Кроме того, этой осенью мы запустили фирменный лизинг Citroёn Leasing, где встречаются такие заманчивые предложения, как: оформление лизинга без справки о доходах, лизинг с первым взносом 0% от цены, перенос части цены автомобиля к концу лизинга, финансирование в гривне или долларах США. В целом фирменные кредиты и лизинг доступны на таких условиях: срок – до 7 лет, первый взнос – от 0%, ставка – от 0% годовых, причем даже на срок до 2-х лет!”

Руководитель сбыта легковых автомобилей Volkswagen компании «Порше Украина» Сергей Носенко отмечает: «На все автомобили добавлен утилизационный сбор, но на весь модельный ряд стартовали Новогодние распродажи, при которых размер скидок практически перекрывает размер утилизационного сбора.»

Похожую тактику использует SEAT. Как сообщила AUTO-Consulting Дарья Штименко: «Все цены на автомобили, поставленные после 1-го сентября, были скорректированы согласно установленной величине сбора. Единственная оговорка – «умопомрачительные» бонусы до конца ноября действуют так же и на эти новые автомобили, соответственно пока разница в цене так не чувствуется.»

В Audi были вынуждены добавить утилизационный сбор к стоимости авто. Но Надежда Чапля утверждает, что пока особых нареканий от клиентов нет, потому как есть альтернатива купить автомобіль Audi без утилизационного сбора, которые все еще есть в наличии на складах в Украине.

Ян Птачек говорит, что Renault уже продает автомобили по новой цене.
«Мы понимаем, что важным аргументом при покупке автомобиля для украинского потребителя является рациональная цена, поэтому с 1 ноября 2013 года мы объявили акцию на самые популярные модели Renault . С помощью этой акции мы помогаем клиенту существенно компенсировать влияние утилизационного сбора и сделать правильный выбор в пользу покупки автомобиля нашего бренда,

Кроме акционного предложения на автомобили, Renault предоставляет честное кредитное предложение без скрытых комиссий по программе «Рено Финанс». Любая модель «Renault» доступна в кредит на 24 месяца под 0% годовых.» – подчеркнул глава «Рено Украина».

Каким же будет рынок в последние два месяца года?

В ответе на этот вопрос мнения разделились. Так, Лоик Сибрак (Ситроен Украина) считает, что ежемесячные продажи примерно 16 тыс. автомобилей (легковые + коммерческие). С той ситуацией, которая наблюдается на рынке сейчас (стагнация), мы не ожидаем его роста и прогнозируем на 2014 год суммарные продажи (легковые + коммерческие) на уровне 2013 года – т.е. около 215 тыс. автомобилей.

Виктор Кордилевский ожидает, что рынок может показать определенный рост, поскольку начинается предновогодний сезон продаж автомобилей 2013 года выпуска. У многих есть склады, и ни у кого нет большого желания с этими складами заходить в 2014 год. Активность операторов рынка по распродаже складов может способствовать некоторому росту, но в пределах 17 тыс. авто.

Солидарна с таким прогнозом и Юлия Сивак (Mazda) и считает, что с середины-конца ноября следует ожидать спец. предложений и акций от импортеров, которые, безусловно, оживят рынок.

Дарья Штименко (SEAT) также уверена, что рынок немного подрастет. «Даже сейчас в автосалонах SEAT уже чувствуется значительное оживление. Ноябрь покажет незначительный рост по сравнению с октябрем, а в декабрь покажет более реальную картинку уровня автомобильного рынка в нынешних условиях»

Сергей Носенко (VW) отмечает общую негативную экономическую ситуацию в стране, но тем не менее, ноябрь и декабрь, благодаря традиционным распродажам и скидкам от Импортеров и Дилеров будут на уровне 15-18 000. Реальную же картину рынка мы увидим только в марте-мае 2014 года», – подчеркивает руководитель сбыта легковых автомобилей Volksvagen.

Разделяет пессимизм коллеги и Ярослав Вовк (Mitsubishi), но ожидает реальной картины раньше. Ожидания по объему рынка в ноябре-декабре – 13-14 тыс. авто.

И только у Daewoo, благодаря новинкам и привлекательным ценам очень оптимистичные ожидания. Фарход Абдуллаев планирует увеличение продаж Uz-Daewoo на 20-25% ежемесячно до конца 2013 года, не взирая на пессимизм общего рынка.

AUTO-Consulting