Какую технику лучше брать в лизинг, вот в чем вопрос
Пресс-служба Минагрополитики недавно рассказала, что в этом году в Украине собрано больше урожая, чем когда-либо в истории. Всего намолочено более 67 млн т зерна при урожайности 46,5 ц/га (в 2017 г. — 41,8 ц/га).
Однако выращивание больших урожаев требует активного использования сельскохозяйственной техники. Трактора, комбайны, сеялки и сотни других агрегатов, даже названия которых зачастую неизвестны городскому жителю. До распада СССР многое из используемого украинскими аграриями производилось на предприятиях страны, а прочее (в основном комбайны) завозилось из соседних республик. После обретения независимости большинство собственных производств сельхозтехники обанкротились и закрылись.
Возобновившийся через годы рост агропроизводства обеспечивала в основном уже купленная в Европе техника известных западных производителей, в большинстве случаев подержанная (исключение — трактора, тут велика доля новых машин от Минского тракторного завода). Статистика по импорту свидетельствует, что порядка $1 млрд тратится ежегодно на закупку зарубежной сельхозтехники, при этом украинские машиностроительные предприятия и рады бы обеспечить поставки, но для наращивания производства нужны инвестиции.
Еще не так давно основными покупателями современной западной сельхозтехники были преимущественно крупные агро-холдинги, которые могли позволить себе нужное оборудование сразу и в требуемом количестве. Но в последние годы растут доходы и у небольших фермеров, и они также запускают процесс технического перевооружения. Отсюда — быстрый рост количества лизинговых договоров в АПК Украины.
По данным ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», только за первое полугодие 2018 г. совокупная стоимость заключенных договоров составила около 3 млрд грн, это на 28% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Как говорят эксперты, аграрное направление по темпам развития заметно опережает другие отрасли, уступая лишь транспортной. В ассоциации констатируют, что лидерами спроса на рынке остаются такие мировые бренды, как John Deere, Claas, Case и New Holland, а также отечественный Харьковский тракторный завод (ХТЗ).
Однако украинские потребители предпочитают покупать немецкую, французскую или американскую технику. К более доступной по цене украинской или белорусской особого доверия нет. «Я за полтора десятка лет уже хорошо уяснил для себя: можно купить пять бэушных тракторов John Deere или дешевле — пять новых МТЗ. Но John Deere будут работать хоть круглые сутки, а из пяти белорусских тракторов один всегда будет на ремонте или обслуживании, — рассказал «ДС» глава фермерского хозяйства «Овсянники» Ровенской области Василий Семенюк. — Трактор, который стоит, деньги не зарабатывает. К тому же Belarus потребляет больше и топлива, и масла. Так что выбор очевиден».
Крупные агрохолдинги придерживаются похожей точки зрения: им выгоднее использовать унифицированные линейки техники западных производителей. Это гарантирует производительность, удешевляет обслуживание и ремонт. «Мы у себя в группе компаний Ukrlandfarming используем в общей сложности 330 тракторов John Deere 8-й и 9-й серий. Комбайнов — 182, из них 150 марки John Deere. Тракторов — 600 штук: ХТЗ Т-150 — 100 штук и МТЗ — 500 штук, — рассказал «ДС» директор департамента механизации Ukrlandfarming Владимир Харченко. — Если берем трактор, то при закупке новой единицы мы руководствуемся его сроком эксплуатации до капитального ремонта, а также мощностью (уже под мощность подбирается весь инвентарь). При закупке новых комбайнов также учитываются его производительность и срок эксплуатации до капитального ремонта».
На вопрос о том, готов ли Ukrlandfarming закупать какую-либо украинскую технику, если бы она производилась, Владимир Харченко ответил: «Лично я не производил бы закупки украинской самоходной техники, так как пока еще нет такой, которая бы давала тот же уровень производительности и была бы надежной».
На самом деле не все «советские» производители свернули производство. Например, старается сохранить какую-то долю рынка ХТЗ — крупнейшее в Украине и странах СНГ предприятие по производству унифицированных гусеничных и колесных тракторов. Еще несколько сотен компаний выпускают менее дорогую специализированную технику: дисковые бороны, сеялки, культиваторы, опрыскиватели, плуги и т.д. Однако объемы производства невелики — от нескольких сотен до нескольких тысяч единиц в год. Развить их в крупный бизнес не получается.
В 2014-2015 гг. в Украине наблюдалось большое падение импорта сельхозтехники, и это позволило поднять голову отечественным производителям. Например, производство почвообрабатывающих машин только в 2016 г. выросло на 30-80% (в зависимости от типа техники). Дополнительным стимулом для производителей стала их выросшая конкурентоспособность в результате девальвации гривни (импортная техника подорожала в разы).
Между тем в Кабмине подсчитали, что для обеспечения растущих объемов производства сельхозпродукции необходимо ежегодное обновление парка сельхозмашин: до 7,5 тыс. зерноуборочных комбайнов, до 35 тыс. тракторов, более 2,5 тыс. посевных комплексов в агрегате с мощными тракторами. В этих условиях правительство вынуждено принимать экстренные меры по налаживанию выпуска современных сельхозмашин.
Хорошая возможность восстановить собственное производство сельхозтехники — использовать иностранные технологии и опыт, а по возможности — и инвестиции. То есть создавать совместные предприятия, на первом этапе — просто сборочные. Сейчас, например, построить совместное производство сельхозтехники для украинского рынка предлагают китайцы. На первом этапе Херсонский машиностроительный завод и китайская YTO Group Corporation планируют создать предприятие по производству тракторов. С 2017 г. ХМЗ — официальный дилер YTO в Украине.
Джерело: Деловая Столица