В нынешнем году небанковские лизинговые компании смогли по темпам роста втрое опередить лизинговые компании, созданные при банках: благодаря специализации им удалось поставить на поток привлечение клиентов и нарастить портфель на 10,7%. Однако банковские лизинговые компании, несмотря на прирост активов всего на 3%, в долгосрочной перспективе имеют больше шансов для развития, отмечают участники рынка. В условиях отсутствия льгот для клиентов лизинговых компаний основным конкурентным преимуществом остается цена финансирования.
Лизинговые компании отстают в темпах роста от банковских учреждений. За январь-сентябрь активы 17 лизинговых компаний—членов “Украинского объединения лизингодателей” (УОЛ) выросли на 4% — до 13,17 млрд грн. Тем временем банки нарастили свой кредитный портфель за этот же период на 6,1%. Несмотря на низкие темпы роста всего рынка, портфель десяти небанковских лизинговых компаний (в основном создаются производителями и дилерами автомобилей) за девять месяцев вырос сразу на 10,7%. Лидерами по приросту портфеля стали “Ленд-лиз” (+31,6%), “Первая лизинговая компания” (+20,91%) и “Порше Лизинг Украина” (+20,25%). Медленнее — всего на 2,85% — увеличился портфель лизинговых компаний, которых участники рынка условно называют банковскими.
Ставка на специализацию
Более быстрый рост активов лизинговых компаний, не связанных с публичными финансовыми группами, объясняется низкой базой сравнения. Суммарно их портфель составляет 2,3 млрд грн. “Объем портфеля банковских лизинговых компаний в абсолютном выражении гораздо больше портфеля отдельных специализированных учреждений, поэтому его динамика не может быть такой же стремительной”,— объясняет генеральный директор “Райффайзен Лизинг Аваль”, член совета директоров УОЛ Михал Спихальски. По состоянию на 30 сентября общий портфель банковских лизинговых компаний составлял 10,87 млрд грн.
Одно из преимуществ небанковских лизинговых компаний — это скорость принятия решений. “Лизинговые компании, работающие в связке с банками, проводят полный анализ каждого проекта в отдельности, что может увеличить срок принятия решения”,— говорит генеральный директор компании “Укрэксимлизинг” Максим Нимеровский. Как правило, небанковские учреждения являются узкоспециализированными. “Некоторые компании, например, занимаются исключительно лизингом грузовых машин, поэтому могут показывать больший рост портфеля, чем универсальная лизинговая компания”,— отмечает Михал Спихальски. Например, “Порше Лизинг Украина” специализируется на финансировании автомобилей Volkswagen, Audi, Seat и Porsche, “Скания Кредит Украина” предоставляет бизнесу услуги финансового лизинга новой и бывшей в употреблении грузовой техники Scania. “Наши клиенты — компании, работающие на рынке международных перевозок и дистрибуции, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства и добывающей промышленности”,— говорит региональный менеджер Scania Credit в Украине, Белоруссии и Казахстане Александр Белоусов.
Правда, узкая специализация имеет и минусы. “Введение спецпошлин на автомобили в апреле и утилизационного сбора в сентябре привело к спаду продаж легковых автомобилей. Увеличение проникновения лизинга позволило компаниям избежать аналогичного проседания, как у рынка продаж, однако значительного роста в этом сегменте, к сожалению, не наблюдается”,— рассказал директор Украинского лизингового фонда Кшиштоф Ян Флорчак.
Кроме того, у небанковских лизинговых компаний ограничен доступ к финансированию. Чаще всего они работают за счет публично привлеченных денег, реже — за счет собственных, поэтому компании зависимы от колебаний ликвидности на рынке.
Замедленное движение
В перспективе шансов на успешное развитие у лизинговых компаний, входящих в финансовые группы, больше, чем у их конкурентов, убеждены участники рынка. Нынешние низкие темпы роста таких компаний объясняют тем, что до кризиса они активно финансировали клиентов. “Портфель ранее профинансированных контрактов ежемесячно амортизируется, поэтому, чтобы удержать свои позиции, компаниям приходится довольно быстро наращивать объемы финансирования. А для того, чтобы показать рост портфеля, необходимо еще больше ускориться”,— объясняет председатель совета директоров УОЛ Александр Кощеев. Активность лизингодателей, которая выражается в объеме новых договоров, за три квартала нынешнего года была на 20% выше, чем в прошлом году, отмечает господин Кощеев.
Ухудшило общую динамику банковских лизинговых компаний и сворачивание деятельности ряда игроков. На 46,25% уменьшились активы “ИНГ Лизинг Украина”, которая распродает свои портфели. Сокращает бизнес “ВТБ Лизинг”: с начала 2012 года компания не заключила ни одного нового договора. Распродает портфель и “Евролизинг”. При этом другие компании “чистят” портфели от проблемной задолженности, которая сформировалась до кризиса.
Активы остальных банковских лизинговых компаний выросли более чем на треть, а их доля за три квартала — с 77,9% до 82,6%. Лидером по темпам роста стала компания “Украинский лизинговый фонд”. Ее активы увеличились более чем на 100% — до 1,6 млрд грн. “Этот рост обеспечен преимущественно новыми договорами, покупка портфеля составила всего 44 млн грн — менее 4% от общей суммы активов за период”,— отметил Кшиштоф Ян Флорчак. Компания работает со всеми группами клиентов: малый и средний бизнес, крупные компании, венчурные проекты. “С физическими лицами работать сложнее в первую очередь именно из-за непонимания особенностей и преимуществ лизинга. Хотя в портфеле доля физлиц занимает 10%”,— пояснил господин Флорчак. На второе место по приросту вышла компания “ОТП Лизинг” (+76,79%), которая летом скупила портфели двух компаний: “ИНГ Лизинг” — на сумму 500 млн грн, и “Евролизинг” — 100 млн грн.
Вместо уходящих игроков появляются новые. В начале года возобновила работу компания “Укрэксимлизинг”, принадлежащая Укрэксимбанку, летом была создана компания “Идея Лизинг Украина” Украинский лизинговый фонд начал работать в 2012 году, а уже в нынешнем году компания вошла в топ-5 по объему бизнеса.
Борьба за клиента
Основное преимущество банковских лизинговых компаний — доступ к финансированию финансовой группы. “Это позволяет нам предлагать клиентам ставки по лизингу на уровне, который существенно ниже, чем у конкурентов”,— объясняет Максим Нимеровский. В отличие от банков, которые ограничены в возможности выдачи валютных кредитов, лизинговые компании продолжают заключать договоры с привязкой платежа к доллару или евро, что позволяет удешевить финансирование. “Если населению мы предлагаем финансирование в гривне под 15,99% годовых, то с привязкой к курсу доллара — под 9,9% годовых”,— отмечает коммерческий директор “ОТП Лизинг” Янина Пономарева. Украинский лизинговый фонд предоставляет финансирование в российских рублях. “Это позволяет клиентам выбрать оптимальное сочетание: низкий валютный риск, как при финансировании в гривне, плюс ставка, которая не намного выше, чем в долларах”,— говорит Кшиштоф Ян Флорчак. Также компании увеличивают сроки действия договоров лизинга, например Украинский лизинговый фонд с 1 декабря 2013 года готов заключать с клиентами семилетние контракты.
Работу банковских лизинговых компаний также облегчает возможность получения клиентом лизинговой услуги в комплекте к полному пакету банковского обслуживания (кредиты, депозиты, РКО) и использование банковской сети отделений для продвижения своих услуг. “Мы активно работаем с клиентами в регионах через филиальную сеть Укрэксимбанка: в нашем портфеле уже есть несколько успешных сделок, организованных в режиме дистанционной коммуникации через сотрудников сети банка”,— сказал Максим Нимеровский. По словам эксперта, в среднесрочной перспективе компания не планирует открывать региональные представительства. “Основные усилия будут направлены на оптимизацию процесса коммуникации с региональными офисами банка”,— сказал он. Генеральный директор “ВиЭйБи Лизинг” Людмила Золотарева считает конкурентным преимуществом короткий перечень требуемых документов (вдвое меньше, чем для получения кредита) и нулевой авансовый платеж по договору.
Однако конкурировать на равных с банками лизинговым компаниям пока очень сложно. Несмотря на то, что услуги лизинга на рынке предлагают уже не первый год, потенциальных клиентов останавливает то, что предмет лизинга остается в собственности лизинговой компании. Также отсутствуют стимулы на уровне государства, говорят участники рынка. “Важнейшее преимущество лизинга в Европе — налоговые льготы. Они позволяют существенно снизить стоимость лизинговой сделки. Мне кажется, именно отсутствие устойчивого налогового законодательства и налоговых льгот тормозит развитие лизинга в Украине”,— пояснил Михал Спихальски. Кроме того, по словам Александра Кощеева, в ряде стран с переходной экономикой есть программы стимулирования обновления основных фондов предприятиями. В Украине их пока нет. “Зачастую подобные программы задействуют лизинг как один из инструментов финансирования”,— отмечает господин Кощеев.
Виктория Руденко
Коммерсант