Утилизационный сбор (УС), одобренный Верховной Радой, недоработан и Президент его не подпишет, уверены в ВААИД. Кроме того, цели и задачи законопроекта об УС – совсем не такие, как декларируют его инициаторы, заявили автоимпортеры. А сам законопроект таит слишком много “подводных камней”.
Об этих и многих других деликатных аспектах утилизации автомобилей говорили на пресс-конференции, в которой приняли участие президент Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Станислав Щербина, генеральный директор «Ниссан Моторс Украина» Андрей Нестеренко, генеральный директор ВААИД Олег Назаренко и генеральный директор «ВИДИ Авто Менеджмент Групп» Артем Ткаченко.
В частности, по мнению Олега Назаренко, инициаторы Законопроекта предлагают сейчас собирать деньги за утилизацию, которая может произойти и через 30 лет. И деньги эти, по Законопроекту, должны уплатить покупатели в виде повышенной цены на новый импортный автомобиль. По Законопроекту – это от 5500 до 30250 грн. Вместо того, чтобы, как в цивилизованных странах, самим заплатить человеку, который сдает свой старый автомобиль на утилизацию и таким образом стимулировать его к покупке новой машины. Сейчас, при существующей системе утилизации, человек, сдавая свой автомобиль, получает за него деньги – фактически утилизационную премию. А его хотят заставить платить за утилизацию, – сказал Олег Юрьевич.
Как отразится на рынке утилизационный сбор. Мнения экспертов
В этой связи Станислав Щербина вспомнил венгерский опыт. Когда в Венгрии открыли завод Suzuki, то давали 30% скидки на покупку, если вы были владельцем «Жигулей» и «Москвичей», которые сдали на утилизацию. Ведь эти авто советского производства не соответствовали нормам Евро. Вот это – цивилизованная борьба за экологию. А у нас отменили техосмотр, но при этом декларируют борьбу за экологию, резюмировал господин Щербина.
Интересно, констатирует Олег Юрьевич, что Законопроектом не оговаривается, кто и как будет определять, надо утилизировать тот или иной автомобиль или он еще может поездить. А это создает широкое поле деятельности для коррупции. Ведь любой автомобиль наносит ущерб окружающей среде и уже только на этом основании его можно отправить на утилизацию. Сложилось впечатление, что после введения утилизационного сбора, теоретически изъять и отправить на принудительную утилизацию можно будет любой автомобиль старше 10 лет.
Фактически у автомобилистов будут бесплатно отбирать их собственность – автомобили. Наши народные депутаты хотят отправить в утиль 6 миллионов автомобилей. Поэтому, я уверен, сказал AUTO-Consulting господин Назаренко, что Президент не подпишет Законопроект об утилизации.
С вредом для окружающей среды тоже парадоксальная ситуация. В частности, Артем Ткаченко резонно отметил, что в Законопроекте говорится об обязательной утилизации аккумуляторных батарей. Почему же тогда электромобили, в которых вредных для экологии аккумуляторных батарей намного больше, чем в авто с двигателями внутреннего сгорания, имеют льготные понижающие коэффициенты УС?
По мнению Олега Назаренко, единственное, что построят на собранные от утилизации деньги, это пункты приема металлолома. Металлолом – это огромный бизнес и его хотят взять в свои руки инициаторы Законопроекта об УС. Ведь и сейчас в нашей стране производится утилизация транспортных средств.
В частности, в год утилизируется около 100 тыс. единиц авто техники. Олег Назаренко также заметил, что под эгидой ВААИД импортеры тоже могут построить предприятие по утилизации автомобилей. Только в Законопроекте их этого права почему-то изначально лишили. А если импортеры построят такой завод, то сами смогут нести полную ответственность за те автомобили, которые ввезли в Украину, да еще и зарабатывать на этом деньги. Причем, построят дешевле – не за 7 как обещал представитель автопромышленников, а за 4 миллиона евро.
Свое мнение о том, создаст ли УС условия для прихода инвесторов, и будут ли они строить в Украине автомобильные заводы, высказал Андрей Нестеренко. В частности, он считает, что украинская экономика не выиграет от того, что льготы по УС получают те, кто занимается сборкой автомобилей. В этом случае экономика наоборот теряет, поскольку таким способом (с помощью сборки) они обходят уплату пошлин государству. Не выигрывает от таких решений и инвестиционный климат. Иностранный инвестор видит в этом шараханье из стороны в сторону, и такие решения не будут побуждать его прийти в нашу страну. Для иностранного инвестора – это не правильные сигналы.
У нас отсутствует основное – отсутствует Программа развития автомобильной отрасли. И очевидность того, что этой Программы нет, пробуждает неверие в привлекательность Украины, как страны, куда надо вкладывать деньги. С моей стороны, – сказал господин Нестеренко, – как представителя компании Nissan, которая глобально производит автомобили во всем мире, вывод, к сожалению, неутешительный. Подобные Законопроекты не станут побудительным мотивом для компании Nissan прийти в Украину, с производством, резюмировал Андрей Нестеренко.
У нас нет никаких иллюзий, сказал Артем Ткаченко о цели данного Законопроекта. Она такая же, как в России. Только в России об этом сказали открыто: мы вступаем в ВТО и теряем ряд позиций по пошлинам, поэтому мы хотим компенсировать их утилизационным сбором. Украина пытается сохранить хорошую мину при плохой игре: в пояснительных записках ни слова не сказано, ни о стимулировании автомобильного производства Украины, ни о том, что национальный автомобильный рынок нуждается в какой-нибудь защите. Весь упор делается якобы на экологию. Поэтому, Законопроект и пояснительная записка к нему, мягко говоря, противоречат друг другу. Средний срок эксплуатации автомобиля в Украине – 17 лет. Кто-то верит, – спросил Артем Ткаченко, – что через 17 лет – в 2030 году, ваши уже уплаченные деньги, пойдут на утилизацию этого купленного сегодня авто? и останется ли от них след?
Спецпошлины обвалили авторынок в июне на 20%. А где результаты?
Кстати, сказал Олег Назаренко, по плану Госдумы, Россия собирается в октябре отменить дискриминацию импортеров и ввести единый утилизационный сбор для всех. А в нашей стране его наоборот намерены только вводить. И истинная причина этого в том, уверен господин Назаренко, что скоро будут отменены или вдвое уменьшены спецпошлины. Об этом сейчас уже ведутся переговоры. Поэтому, поспешили с принятием Законопроекта, чтобы хотя бы временно заменить спецпошлины утилизационным сбором.