Малоизвестная компания “Премьер Лизинг” победила в двух самых крупных в этом году тендерах “Укрзализныци” на предоставление лизинговых услуг на общую сумму свыше 8 млрд грн для закупки 113 электровозов. Компания смогла предложить более выгодные условия, чем такие крупные игроки рынка, как “ОТП Лизинг” и “Альянс Лизинг”. Столь нерыночные условия компания, скорее всего, смогла предоставить благодаря вливанию средств ее собственников, полагают участники рынка.
Одесская и Львовская железные дороги выбрали компанию “Премьер Лизинг” для получения в лизинг 70 электровозов 2ЭЛ5 (производит “Лугансктепловоз”.—”Ъ”) и 43 электровозов 2ЭС10 (производят “Уральские локомотивы”.—”Ъ”), говорится в сообщениях железных дорог. Договор с Одесской железной дорогой (ОЖД) будет подписан 28 августа, а со Львовской железной дорогой (ЛЖД) — 30 августа, срок предоставления лизинга — семь лет.
Стоимость предложения “Премьер Лизинга” для ОЖД составила 4,08 млрд грн. Для сравнения: два других участника тендера — “ОТП Лизинг” и “Альянс Лизинг” — предложили 4,56 млрд грн и 4,39 млрд грн соответственно. В тендере ЛЖД “Премьер Лизинг” предложил цену в 3,93 млрд грн, тогда как “ОТП Лизинг” — 4,48 млрд грн, а “Альянс Лизинг” — 4,27 млрд грн. Таким образом, общая стоимость услуг, которые “Премьер Лизинг” предоставит железным дорогам, составляет 8,01 млрд грн. Процентная ставка в предложениях “Премьер Лизинга” (в тендере для ОЖД, условия по тендеру ЛЖД не сообщаются) составила 9,5% годовых, тогда как “ОТП Лизинга” и “Альянс Лизинга” — 13% и 12% соответственно.
Гендиректор “ОТП Лизинга” Андрей Павлушин говорит, что его компания не могла предоставить более выгодные условия: “Наше предложение было сделано с учетом рисков сегодняшней экономики — в стране происходит спад в промышленности и снижается объем грузовых перевозок. Более низкую ставку мы просто не могли предоставить”. Глава совета директоров “Украинского объединения лизингодателей” Роман Иваненко называет предложение “Премьер Лизинга” нерыночным. “На сегодняшний день в Украине невозможно предложить такие условия. С большой долей вероятности могу сказать, что при подписании договора либо эта сумма будет увеличена, либо будет прописан механизм компенсации ставки. Например это может быть компенсация от производителя техники”,— предполагает господин Иваненко.
Правда, такую низкую ставку “Премьер Лизинг” мог предложить благодаря вливанию в компанию ресурсов ее собственников, считает гендиректор “VAB Лизинга” Людмила Золотарева. “При таких больших суммах предоставления лизинга финансируемое учреждение может работать с маржой 0,5-1% и уже нормально зарабатывать. Так что еще одним вариантом могло стать наличие у этой лизинговой компании финансовых партнеров, выдающих более дешевые кредиты, чем ее конкуренты”,— говорит госпожа Золотарева. Но Роман Иваненко утверждает, что в Украине на сегодняшний день нет компаний, имеющих такие источники финансирования, при которых можно предлагать процентную ставку в 9,5%.
В “Премьер Лизинге” от комментариев отказались. Участники рынка отмечают, что о компании знают немного. При этом именно ей достаются одни из самых крупных контрактов на рынке — из публичной информации известно, что в прошлом году “Премьер Лизинг” заключил контракты с “Укрзализныцей” на сумму минимум 5,1 млрд грн для закупки 5 тыс. полувагонов. Для сравнения: 14 крупнейших лизинговых компаний получили всего 14,7 млрд грн. В неофициальных беседах один из менеджеров лизинговой компании отметил, что, по его информации, компания финансируется Внешэкономбанком. Вчера получить комментарии от Внешэкономбанка не удалось, но ранее в банке опровергали свою причастность к “Премьер Лизингу”.
Нынешний конкурс стал одним из крупнейших за последние годы. В Украине тендеры на предоставления финансовых услуг на несколько миллиардов гривен проводят государственные структуры, но, как правило, не более одного-двух раз в год, отмечают участники рынка.