Подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС) может способствовать вхождению на рынок лизинга и проката автомобилей в Украине новых крупных игроков, однако первые реальные шаги в этом направлении могут последовать только после выполнения Украиной обязательств в рамках соглашения, считают эксперты рынка.
“Несмотря на то, что в Украине присутствуют представители многих международных лизинговых компаний и автопрокатных корпораций, Соглашение может способствовать вхождению новых крупных игроков на украинский рынок, но не ранее чем через два-три года”, – отметил агентству “Интерфакс-Украина генеральный директор компании “Avis Украина” Хайм Капельников.
По мнению заместителя председателя совета директоров ассоциации “Украинское объединение лизингодателей” Александра Кощеева, факторы влияния на украинский лизинговый рынок можно разделить на политические и структурно-экономические.
Характеризуя политические факторы, А.Кощеев отметил, что украинская финансовая система зависима от двух лагерей – западноевропейского и российского. “Подписание Соглашения об ассоциации должно улучшить настроение у европейских банкиров. В то же время аппетит к финансированию украинской экономики у лизинговых компаний, получающих финансирование и/или указания из Москвы, может ухудшиться”, – сказал он.
Таким образом, считает эксперт, предложение на рынке лизинговых услуг не претерпит существенных изменений. В то же время наиболее существенно влияющим на спрос фактором может стать торговая “холодная война” с РФ.
По мнению А.Кощеева, вышеописанный сценарий может иметь только краткосрочный характер (до года), а затем во главу угла станет реальный прогресс в выполнении Украиной обязательств в рамках Соглашения и начнут работать другие факторы – структурно-экономические.
“Выбор Украиной европейского вектора экономической интеграции должен вернуть интерес европейских финансовых институтов к нашему рынку. Эйфория 2005-2008 годов уже не повторится, однако европейским лизингодателям тесно в рамках Западной Европы, им очень важна возможность развиваться на Восток. Украина с ее населением и потенциалом не может игнорироваться”, – считает он.
При этом в сегменте лизинга автомобилей, по мнению А.Кощеева, для европейцев очевиден потенциал роста лизинга авто на порядок.
“Во-первых, уровень проникновения лизинговых инструментов в 5-10 раз ниже, чем в соседних восточноевропейских странах. Во-вторых, при развитии инфраструктуры финансирования, сам по себе рынок автомобилей может сразу удвоиться. Ради этих перспектив, лизинговые компании могут прийти в Украину, а уже представленные на рынке компании также активизируются”, – сказал эксперт.
Подытоживая, А.Кощеев отметил, что участники рынка верят в количественный и качественный скачок на рынке лизинга, однако спусковым крючком для него станет не подписание рамочного документа в Вильнюсе, а первые реальные шаги по выполнению Украиной обязательств перед ЕС.
В то же время председатель совета директоров ассоциации Роман Иваненко напомнил, что подписание договора об ассоциации с ЕС упрощает перемещение товаров и унифицирует требования к производству, чего раньше не было, тогда как капитал свободно пересекал границу и до Соглашения.
“Проблема в том, что иностранные капиталы с финансового рынка Украины уходят уже который год подряд. Основная причина – отсутствие справедливой и честной судебной власти и стагнация в экономике. Это улучшать можно не Соглашением с ЕС, а работой внутри страны”, – считает А.Романенко.
“Я ожидаю, что глобально начнет медленно меняться культура бизнеса и государственного управления, и озвученные выше проблемы в длительном периоде будут решаться. Это вопрос не одного года, а минимум нескольких лет”, – добавил он.
В Украине основными потребителями лизинговых услуг являются транспортные компании – до 60% общей стоимости договоров лизинга.