Обложение очередными налогами грозит рынку 15% ростом цен на новые авто и увеличением доли серого импорта. В случае же оптимистичного сценария на 2013 год стоимость импортных машин с конвейера останется прежней, а банки понизят процентные ставки по автокредитам до 5%.
Кроме воли законотворцев, уровень продаж автомобилей в Украине напрямую зависит от общей экономической ситуации в стране и доходов граждан. Во время круглого стола «Стимулирование продаж в 2013 году: тенденции, инструменты, решения» эксперты отметили, что всплеска покупательской активности в ближайшее время не предвидится.
«Сегодня мы имеем совершенно справедливый рынок. Все украинцы вместе взятые не могут потратить на автомобили более 44 млрд грн в год — именно столько составил объем рынка в денежном выражении в 2012-м. Авто сегодня — это предмет роскоши. И люди больше не хотят и не могут покупать машины за последние деньги, особенно с учетом высоких кредитных ставок», — заявил Артем Ткаченко, вице-президент «ВиДиГруп».
Если в 2008 году в кредит покупалось более 50% машин, то сегодня — не более 18–20%. И это при том, что до кризиса общий объем продаж новых авто составлял 650 тыс. В прошлом году украинцы приобрели с конвейера лишь 230 тыс. автомобилей.
Так как дополнительных свободных денег у них не появится, превзойти этот объем продаж в текущем году можно будет только в том случае, если банки существенно снизят процентные ставки по кредитам. Однако при нынешней экономической ситуации это вряд ли возможно.
«Низкая ликвидность не дает банкам ощутимо понизить ставки. Однако небольшое снижение — на уровне 3–4% — мы все же закладываем, — сказал Роман Бунич, директор департамента альтернативных продаж ПАО «Креди Агриколь Банк». — С ноября 2012 года продажи в кредит начали падать, поэтому банкам стимулировать клиента необходимо».
Чтобы предсказать, какими будут через полгода проценты по автокредитам, банкиры советуют взглянуть на проценты по краткосрочным гривневым депозитам. А так как размер последних в конце 2012 года бил все рекорды, вряд ли до середины лета автокредиты подешевеют.
Не в пользу потребителя играет и противостояние обычных банков, предлагающих автокредитование, и тех, которые работают с автоимпортерами. Дело в том, что дилеры, как правило, привязывают потребителя к одному финучреждению. И купить определенный бренд с помощью другого финансового партнера практически невозможно.
Впрочем, есть на рынке автопродаж и позитивная тенденция. «Сегодня активно растут продажи машин в лизинг. Если в 2011 году таким образом было реализовано 8400 автомобилей, то в 2012-м — уже 11–12 тыс. То есть рост продаж в лизинг составил около 30%», — сказал Артем Ткаченко.
Однако следует учитывать, что по лизинговой схеме машины в основном приобретают юридические лица. Это позволяет, например, крупным политикам и чиновникам не «светить» свои реальные доходы. Обычные же люди, у которых нет собственных компаний, авто в лизинг брать опасаются, ведь в данном случае машина переходит в собственность покупателя не сразу.
Самые большие опасения продавцов автомобилей и банков-партнеров состоят в том, что правительство в текущем году введет новые налоги. Речь идет об утилизационном сборе вообще, а также в отношении импорта из конкретных стран. Напомним, прошлой осенью таким налогом Украина уже обложила российскую продукцию.
«Да, Россия это сделала первой, но она ввела налог на весь автоимпорт. А мы не удержались от ответной пощечины… Все это очень обостряет отношения между странами. Однако если украинские власти сделают этот сбор обязательным для всех ввозимых авто, то, например, Ассоциация европейских производителей автомобилей будет настаивать на введении спецпошлин на все украинские товары. Ведь понятно, что наши авто Европе не нужны», — говорит Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.
Как уже писали «ВВ», осенью Верховная Рада в первом чтении приняла два законопроекта: об утилизации снятого с эксплуатации транспорта и внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Базовая ставка сбора с легковушек составит 5,5 тыс. грн, с грузовиков и автобусов — 38 тыс. грн. Однако конечный размер налога будет зависеть от литража двигателя и возраста транспортного средства. При этом отечественных производителей, имеющих полный цикл производства, данное нововведение не коснется.
Михаил Бондаренко, директор розничной дилерской сети «НИКО», считает, что если налоговое бремя увеличить, то продажи автомобилей сразу упадут на 50–60%. Для половины покупателей ожидаемое в данном случае 15% повышение цен сделает машину недоступной.
Впрочем, игроки рынка не исключают, что тогда в Украину вернется серый импорт. И автодилеры снова начнут платить взятки таможенникам, а не наполнять налогами государственную казну.