К каким последствиям для авторынка может привести утвержденный вчера Кабмином утилизационный сбор с ввозимых автомобилей
Подорожание иномарок сделает популярнее аренду авто – Автоновости | Дело Увеличить картинку
Кабинет министров ввел в Украине утилизационный сбор с российских автомобилей. Также в ближайшее время может быть принят закон “Об утилизации снятых с учета транспортных средств”, который обяжет платить за утилизацию авто всех остальных импортеров. В правительстве документ активно лоббируют представители профильной ассоциации “Укравтопром”. Если отечественным производителям удастся добиться своего, все без исключения иномарки подорожают. Эксперты уверены: повышение цен приведет к падению спроса на новые автомобили и повышенному интересу к услуге аренды авто.
Постановление об утилизационном сборе с российских автомобилей было принято правительством в среду, 12 сентября. Согласно документу, компании, импортирующие автомобили из России, обязаны будут платить за их утилизацию от 7,37 до 30,25 тыс. грн. Также в ближайшее время в Украине может быть принят закон, который обяжет всех остальных импортеров платить за утилизацию своей продукции. Об этом сообщил источник в Кабмине. “За принятие документа выступает ассоциация “Укравтопром”, — уточнил спикер. По его словам, ставки сбора для остальных импортеров еще не определены. Но вероятность принятия закона очень велика, так как у отечественных производителей сильное лобби.
Собственник крупнейшей в Украине автомобильной корпорации “УкрАвто” Тариэл Васадзе в списке претендентов в народные депутаты от Партии регионов на предстоящих парламентских выборах. У второго отечественного автомобилестроительного “тяжеловеса” — корпорации “Богдан” — также очень влиятельный покровитель. Компания входит в сферу интересов министра экономического развития и торговли Петра Порошенко. Обе корпорации являются членами ассоциации “Укравтопром”.
В самой ассоциации свою заинтересованность в принятии закона об утилизации подтверждают. “Это практика европейских стран, которая направлена, прежде всего, на улучшение окружающей среды и обновление автомобильного парка”, — аргументировали свою позицию в “Укравтопроме”. Не скрывают своей позиции и представители “Богдана”. По словам пресс-секретаря корпорации Сергея Красули, специальный сбор станет одной из мер, которая призвана защитить отечественных производителей от импорта.
Со своей стороны импортеры не сомневаются, что дополнительные поборы лишь навредят авторынку. “Введение утилизационного сбора, безусловно, приведет к подорожанию иномарок”, — уверяет Олег Назаренко, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). Насколько могут вырасти цены импортных автомобилей после принятия закона об утилизации, говорить пока рано, так как не определена ставка сбора. Однако ранее премьер-министр Николай Азаров заявлял, что в случае введения Украиной утилизационной пошлины, ввозимые в страну машины, подорожают, минимум, на 1 тыс. долларов.
Рост цен приведет к тому, что многим просто придется отказаться от покупки авто. “Сейчас покупатель очень “чувствителен” к цене. Тем более что ставки по автокредитам растут в силу подорожания ресурсов на финансовом рынке. Поэтому большинство людей просто отложат покупку “до лучших времен” или же реже будут менять автомобили”, — считает Артем Ткаченко, первый вице-президент одной из крупнейших в Украине компаний по продаже автомобилей “Види Груп”.
По словам экспертов, одной из альтернатив покупке автомобиля для украинцев может стать его долгосрочная аренда. Особенно это касается корпоративного сегмента. Об этом свидетельствуют последние тенденции на рынке. Так, например, по данным Ассоциации лизингодателей Украины, за 2012 год рынок аренды авто вырос на 58%, что свидетельствует о повышенной заинтересованности бизнеса к данному виду услуг.
Рынок прокатных авто в Украине достаточно развит, чтобы оперативно реагировать на рост спроса в случае существенного подорожания иномарок, которые занимают львиную долю украинского авторынка. В стране представлены крупнейшие европейские компании, специализирующиеся на предоставлении автомобилей в аренду. Каждая из компаний может похвастаться солидным парком машин, которые они готовы предложить в долгосрочную аренду. “Например, в нашем прокатном парке — 400 автомобилей”, — поясняет Жан Тильман, вице-президент по маркетингу “Avis Украина”, одной из крупнейших в Украине компаний, предоставляющих авто в аренду.
Ассортимент услуг, которые сегодня предлагают игроки рынка, иногда позволяет безболезненно отказаться от необходимости покупки автомобиля. “Прежде всего, речь идет о бизнесе. Многие компании, как иностранные, так и отечественные, сталкиваются с проблемой, когда им нужен личный транспорт под временные проекты, или при возникновении временных проблемах с собственным парком: затяжной ремонт, аварии и тому подобное. Возникает вопрос, рационально ли в таких случаях тратить деньги на покупку автомобилей, которые впоследствии будут просто стоять на парковке. Удобнее взять авто напрокат, тем более что нет необходимости взымать из оборотных средств большие суммы”, — уверен Жан Тильман.
Представитель Avis объясняет: для клиентов, которые заинтересованы в долгосрочной аренде, разрабатываются специальные продукты: “Например, у нас эта услуга называется Officecar. Мы предлагаем автомобиль в аренду от одного месяца”. По словам Ольги Ковальчук, руководителя отдела стратегического развития, такая услуга позволяет избежать множества проблем, которые приходится решать самостоятельно, когда вы ездите на личном автомобиле. “По сути, мы предлагаем услугу класса all inclusive. В стоимость автомобиля входит страхование от угона, повреждения и гражданской ответственности. Мы обеспечиваем техническую поддержку круглосуточно семь дней в неделю на трех иностранных языках. Если возникают поломки при износе автомобиля, ремонт мы обеспечиваем бесплатно. К тому же в случае аварии мы бесплатно предоставляем эвакуатор и подменный автомобиль”, — резюмирует представитель Avis.
Участники рынка отмечают: такая тенденция перехода от собственного авто на прокатное — признанная международная практика. Это лишь свидетельствует от европеизации украинского бизнеса.