Рост парка операторов и удовлетворение спроса на подвижной состав отразятся и на работе лизинговых компаний. Топ-менеджеры крупных организаций готовы к замедлению активности, но намерены увеличивать портфели заказов даже при падении спроса на вагоны, пишет Гудок.
В прошлом году на лизинг ж/д техники пришлось 48,6% всех лизинговых сделок в России. Теперь эксперты прогнозируют падение цен и спроса на подвижной состав.
“С начала реформы железнодорожной отрасли в 2003 году ж/д сегмент лизинга рос в среднем на 71% в год. В последнее полугодие цены заводов на вагоны относительно стабилизировались на уровне 2,2–2,3 млн руб. (69,9-73 тыс. долларов) за полувагон без НДС. В июле наметилась тенденция к снижению цены. Связана она в первую очередь с тем, что грузоперевозчики ожидают сокращения доходности перевозок после унификации тарифов на порожний пробег”, – рассказал заместитель гендиректора, директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов.
И.о. гендиректора ЗАО “Сбербанк Лизинг” Кирилл Царев ожидает фиксации цен на подвижной состав во второй половине 2012 года. “Это обусловлено ценами на сырье и комплектующие. Некоторое увеличение возможно на более современные, инновационные модели вагонов, которые стоят дороже, но являются экономически более эффективными”, – считает Царев. По его словам, доля лизинговых компаний в общем объеме закупок полувагонов в России в 2012 году составляет порядка 65% и не имеет тенденции к снижению.
Директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский считает, что в долгосрочной перспективе ежегодно в России по лизинговым договорам будет передаваться 70–75 тыс. вагонов в год. При этом, если рынок универсальных вагонов уже насыщен, то сегмент спецвагонов – еще нет. “Продажи цистерн, платформ и иных видов подвижного состава будут продолжать расти”, – уверен он, правда, делая оговорку, что насыщение на рынке все же замедлит темпы обновления ж/д парка.
Кроме того, лизинговые компании рассчитывают на то, что новые усовершенствованные модели вагонов будут поддерживать продажи на хорошем уровне. Дело в том, что инновации приносят экономичность, что прямо влияет на конкурентоспособность операторов.
Так, ГТЛК в 2011 году закупила 70 вагонов производства “Промтрактор-Вагон”, оснащенных инновационной тележкой Motion Control (Amsted Rail). “Газпромбанк Лизинг” ожидает появление на рынке вагонов с увеличенной нагрузкой на ось. Так, известно, что “Объединенная вагонная компания” планирует выйти на рынок перспективных вагонов с подвижным составом на тележке Barber S-2-R с нагрузкой 25 тонн.