Иностранные компании присматриваются к украинскому рынку

Автор:
Brendan Malkin
Editor-in-chief, Leasing Life

Иностранные лизинговые компании в очередной раз проявляют интерес к выходу на украинский рынок лизинговых услуг. Это связано с появлением признаков восстановления отрасли после огромных проблем, свойственных лизингу в Украине в течение последних двух лет.

Ряд иностранных банков, а также ряд лизингодателей, предоставляющих в лизинг коммерческие транспортные средства, рассматривают возможность выхода на рынок. Это отчасти ответ на прогнозы, что на рынке лизинговых услуг снова начнется рост, причем на том же уровне, что и в «звездные» годы лизинга между концом 2004 и серединой 2007 года.

В Украине низкие накладные расходы, а также большое количество неиспользованных бизнес-возможностей и инвестиций в инфраструктуру, поэтому эта страна является привлекательной для иностранных лизингодателей. «Маржа» лизинговой компании в Украине является высокой, достигая до 8 процентов на лизинге автомобиля и свыше 30 процентов по другим сделкам потребительского кредитования.

Петр Качмарек, глава розничного бизнеса “Альфа-Банка” в Украине, сказал: «Около 37 процентов собственного капитала украинской банковской системы находится под контролем иностранных банков. Однако это еще не самый высокий показатель по сравнению с другими рынками – в Польше, например, аналогичный показатель равняется 75% процентам».

Рост ВВП, который в 1 квартале 2010 года составил 3% и в целом ожидается в районе 4% в 2010 году, также помогает привлечь в страну больше иностранных инвестиций.

Более того, недостаток возможностей для рефинансирования у украинских лизингодателей может уменьшить конкуренцию для иностранных лизинговых компаний, входящих на рынок.

Тем не менее, вступление международных компаний на украинский рынок, скорее всего, будет замедлено проблемами этой страны с коррупцией,  законодательством и налогообложением.

Неопределенные условия

Политическая неопределенность, отчасти вызванная недавним приходом к власти про-российского президента Виктора Януковича, а также высокие внешние долги Украины (составляющие до 80 процентов от ВВП), являются основаниями для осторожности.

Некоторые источники утверждают, что компания Fraikin, один из крупнейших специалистов по коммерческим автопаркам в Европе, рассматривает возможность запуска украинского подразделения через польский филиал.

Артур Новицки, управляющий директор Fraikin Польша, в прошлом месяце принял участие в международной конференции в Киеве, организованной украинской лизинговой Ассоциацией.

Еще одна компания, оценивающая возможности украинского рынка – это лизинговое подразделение компании MAN. Томас Лингхино, который работает в российском филиале компании, стал еще одним из участников лизинговой конференции в Украине.

Интерес транспортных компаний к Украине не удивителен, учитывая, что потенциал для роста на рынке транспортных услуг в Украине является “огромным”, по словам Романа Иваненко, главы правления Украинского объединения лизингодателей, а также генерального директора компании «Евро Лизинг», эксперта по лизингу легковых и грузовых автомобилей.

В то время как средний уровень проникновения лизинга транспорта в странах, ассоциации которых являются членами  Leaseurope,  составляет около 40 процентов, в Украине этот показатель – всего 2,7 процента.

Прибытие новых игроков на рынок также приведет к увеличению конкуренции для существующих участников, среди которых  Volvo Financial Services, Scania Financial Services, и ALD Automotive, компания, занимающаяся оперативным лизингом и флит-менеджментом и принадлежащая  Soci?t? G?n?rale group.

Несколько местных лизинговых компаний, принадлежащих банкам, включая Raiffeisen Leasing Aval и UniCredit Leasing, также работают в сегменте транспортного лизинга.

Все вышеперечисленные компании ощутили на себе негативный эффект неплатежей во время рецессии.

По этому поводу свой комментарий дал Кжиштоф Белецкий, управляющий директор голландской ING Lease Holdings и специалист по региону Центральная и Восточная Европа.: «Более 60% объектов лизинга в странах этого региона – транспортные средства. Большинство из них передаются в лизинг малому и среднему бизнесу, и это объясняет, почему мы потеряли долю рынка во время банковского кризиса, ведь мелкий бизнес первым обанкротился».

Закрепление на рынке

Между тем, ряд иностранных лизинговых компаний также рассматривают возможность
выхода на украинский рынок, включая польскую компанию BRE Leasing, которой управляет Мечеслав Грощек. Материнская компания BRE Leasing – Commerzbank, который присутствует в Украине через банк «Форум», 60% акций которого немецкий банк-гигант купил в 2007 году.

В Польше, BRE Leasing предоставляет в лизинг все активы, но недавно компания закрепилась в секторе подвижного состава, получив контракт на 24 миллиона польских злотых (?5.8 миллионов) на поставку дизельных рельсовых автобусов марки PESA для польских железных дорог.

Ожидается, что российские лизингодатели также станут более заметны в Украине, в то время как их материнские компании уделяют внимание розничному бизнесу в этой стране. Предположительно, принадлежащий государству ВТБ банк, 9-й в рейтинге банков Украины, будет укреплять свои позиции на лизинговом рынке Украине.

На данный момент ВТБ Лизинг – номер 1 в рейтинге лизингодателей Украины, компания  фокусируется в основном на лизинге железнодорожных вагонов для Украинских Железных Дорог.

Комментируя амбиции ВТБ, Петер Оберауер, генеральный директор Райффайзен Лизинг Аваль, сказал: «Российская государственная финансовая группа ВТБ имеет небольшое банковское подразделение в Украине, поэтому вполне объяснимо желание ВТБ увеличить свое присутствие. Это также касается лизингового бизнеса».

Интерес России

Аналогично предполагается, что российский Сбербанк также хочет увеличить масштаб своего присутствия в Украине. Украинский банковский филиал Сбербанка на данный момент занимает 24-е место в стране по общему объему активов. По мнению Оберауера, «Сбербанк, вероятно, последует этому примеру через свои лизинговые подразделения в Украине».

В прошлом месяце в СМИ появились слухи о том, что базирующийся в Москве Сбербанк может приобрести украинский филиал группы Raiffeisen.

«Сбербанк наблюдает за Райффайзен Банком Аваль вот уже несколько лет, так как это второй по размеру банк в стране, который имеет внушительную клиентскую базу во всех сегментах, включая розничный бизнес, и развитую региональную сеть из более 1000 отделений. Следовательно, это была бы идеальная цель для Сбербанка, который старается развиваться в международном масштабе, особенно в странах СНГ», – говорит Оберауер.

Тем не менее, слухи были развеяны группой Raiffeisen. Петер Оберауер сообщает, что их группа сама рассматривает возможности «усилить свои позиции в качестве ведущей банковской группы Центральной и Восточной Европы». Также Петер отметил, что «группа успешно пережила кризис и достаточно капитализирована».

Другая российская компания, Альфа-Банк, которая в рейтинге украинских банков по объему капитала занимает номер 10, в ближайшем будущем начнет предлагать автолизинг через розничные отделения. Розничным бизнесом банка управляет Петр Качмарек, ранее возглавлявший польскую лизинговую компанию Europejski Fundusz Leasingowy, которая принадлежит группе Cr?dit Agricole.

До кризиса Качмарек предлагал клиентам автокредитование, однако в недавнее время лизинг привлек внимание его компании, так как автокредитование, по его словам, требует «очень строгого отбора клиентов, тонн документов и приводит к высоким невыплатам».

Другой российский банк, который имеет амбиции к развитию в Украине – это принадлежащий государству Внешэкономбанк. В прошлом году этот банк вошел на украинский рынок путем приобретения Проминвестбанка, на данный момент №7 в рейтинге банков Украины.

Эти новые игроки украинского рынка представляют новую волну иностранных компаний в Украине, после открытия филиалов многими компаниями во время небывалого подъема экономики страны в 2006 году.  

В это время SG Equipment Finance, BA-CA Leasing – теперь UniCredit Leasing –
и Immorent, принадлежащий Erste Bank, открыли местные филиалы, в то время как ING Lease последовал их примеру в 2007 году.

Также на рынке присутствует VAB Leasing, основанная в 2005 году голландской компанией TBIH Financial Services BV. В то же время, украинский филиал Hypo-Alpe-Adria Leasing,  по словам генерального директора австрийского банка, Готтвальда Кранебиттера, выставлен на продажу.

Необходимо время

Рецессия привела к тому, что финансирование как международными, так и локальными компаниями на украинском лизинговом рынке свелось практически к нулю. Новые игроки вряд ли войдут на рынок ранее 2011 года.

«Мы ожидаем новых возможностей, и скорее всего они начнут воплощаться с реальность не ранее 2011 года», – говорит Татьяна Кантор, украинский региональный менеджер компании  Volvo Financial Services, которая предоставляет международное финансирование украинским клиентам из Швеции с 1998 года и сейчас находится «в процессе установления операций внутри страны».

Украина также манит иностранных лизингодателей более дешевой рабочей силой и близостью в Европейскому Союзу.

И все же, недавно местная англоязычная газета the Kyiv Post сообщила, что такие компании, как Ikea, сельскохозяйственный гигант Cargill и Hewlett Packard сократили свои инвестиции в Украину, мотивируя это экономическими и политическими факторами.


Перевод: Дмитрий Александров,
PR-менеджер Ассоциации лизингодателей