Развитие бизнеса требует модернизации или пополнения основных средств компании. Но что делать, если собственных ресурсов не хватает или не хочется их изымать из дела? Учитывая ситуацию с банковским кредитованием, а точнее с его отсутствием, альтернативным вариантом покупки дорогостоящих автомобилей, спецтехники, различного оборудования может стать такой финансовый инструмент, как лизинг.
Лизинг против кредита
Лизинг вид финансовых услуг, своего рода долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа. В зависимости от срока использования объекта лизинга и экономической сути договора лизинг бывает финансовый и оперативный. Налоговые последствия при использовании финансового и оперативного лизинга существенной разницы не имеют. При финансовом лизинговый платеж состоит из возмещения стоимости объекта (не относится на валовые затраты, а относится к форме амортизационных отчислений, поскольку
объект лизинга находится на балансе предприятия), комиссии лизинговой компании (полностью относится на валовые затраты), а также НДС (формируется налоговый кредит). При оперативном лизинге лизинговый платеж полностью относится на валовые затраты, а НДС также формирует налоговый кредит.
В сравнении с банковским кредитом, главное преимущество лизинга экономия времени и затраченных усилий на покупку, документальное оформление сделки, страховку и т.п. Лизинговые компании предоставляют полный комплекс услуг по финансированию и приобретению нужного вам авто, оборудования, спецтехники, а банковский кредит лишь финансирует. Еще одно немаловажное преимущество
лизинга в сравнении с кредитом лизинг не требует залога. Кроме того, клиент может отсрочить начало лизинговых платежей и договориться об индивидуальной системе оплаты (например, привязать выплаты по лизингу к графику
поступления денежных средств от заказчиков). Банки таких поблажек не делают.
По словам руководителя направления коммерческой техники ЗАО Запорожье-Авто Дмитрия Малюко, лизинговая схема дает возможность не извлекать средства из оборота и использовать налоговые, амортизационные и балансовые льготы. Лизинговые платежи при этом уплачиваются за счет средств, полученных в результате эксплуатации транспорта.
Основные преимущества лизинга: минимальные начальные капиталовложения (предоплата 10-15% стоимости) и больше никаких платежей и комиссий; бесплатная рассрочка по уплате страховки и налога с владельцев транспортных средств на весь период лизинга; лизинговые платежи не привязываются к курсу доллара или других СКВ и не индексируются, рассказывает Дмитрий Малюко.
На данный момент важен и тот факт, что лизинговые компании могут финансировать в иностранной валюте, а банки предлагают кредитование только в гривне.
Лизинг становится реальной заменой кредитной схемы покупки, говорит региональный директор ЗАО Евро-финанс Антон Дядюра. Условия для клиентов улучшаются: уменьшается минимальный авансовый платеж, увеличиваются сроки финансирования и доля лизинга в общих продажах.
Первый заместитель директора Запорожского филиала НАК Украгро-лизинг Валерий Никитенко говорит, что лизинг открывает сельхозтоваропроизводителям путь к обновлению машинно-тракторного парка без значительных стартовых капиталовложений. Привлекательность лизинга обусловлена предоставлением основных фондов в пользование лизингополучателю, а после их полной
амортизации передаче прав собственности на объекты лизинга, рассказывает Валерий Никитенко. В течение всего срока действия договора объект лизинга находится в собственности лизингодателя, однако включается в основные фонды лизингополучателя. На него начисляется амортизация и за счет этого уменьшается налог на прибыль. То есть, можно воспользоваться налоговыми льготами, уменьшить налогооблагаемую прибыль, привлечь одолженный капитал и не замораживать собственные оборотные средства, применить более гибкие
схемы платежей, сэкономить на расходах, связанных с владением имуществом, создать условия для оперативного обновления основных фондов. Кроме того, лизинговое имущество предоставляется на длительный срок (от 3 до 7 лет) и не зачисляется на баланс лизингополучателя, не увеличивает активов, не включается в кредиторскую задолженность
Доступен практически всем
Лизингом могут воспользоваться как юридические лица разных форм собственности, так и частники. При рассмотрении заявки от клиента на получение финансирования учитываются многие факторы, которые сопоставляются риск-службой лизинговой компании. Основные из них период присутствия потенциального лизингополучателя на рынке, финансовое положение клиента, состояние бизнеса на сегодняшний день и на ближайшую перспективу, а также ликвидность предоставляемого в лизинг имущества. Обычно от клиента требуют
аванс, но бывают и исключения, когда необходим дополнительный залог или поручительство. Например, VAB Лизинг имеет разработанные программы для разных объектов лизинга и разных клиентов (частных и юридических лиц), которые предлагают наиболее оптимальные условия. Как пример, если клиент желает приобрести автомобиль в лизинг и соответствует определенным требованиям, то по программе Экспресс АВТО Лизинг он получает ответ в течение 30-60 минут, а в течение 3 дней сам автомобиль.
Предмет лизинга является залогом, соответственно, дополнительных залогов не нужно. В отдельных случаях может понадобиться поручитель. Лизинг доступен для максимального круга предпринимателей, которые ведут деловую деятельность и развиваются. К примеру, у компании Еврофинанс есть представители по всей Украине. Они имеют возможность общаться с клиентом непосредственно у него в офисе или на производстве, увидеть бизнес и реально оценить его.
Перспективный сегмент
В лизинг можно приобрести практически любую технику и оборудование, официально реализующееся на украинском рынке и обеспеченное гарантией и сервисом ее производителей (поставщиков).
Наиболее конкурентным сегментом лизинга является легковой и легкий коммерческий автотранспорт. Далее, как наиболее ликвидное имущество, идет грузовой автотранспорт, следом спецтехника и оборудование. До кризиса доля строительной техники в общем объеме лизинговых операций росла год от года. Соответственно, и конкуренция в данном сегменте была очень высока. Сдерживала ее лишь более низкая, по сравнению с легковыми авто, ликвидность техники, узкая специализация и дороговизна. Сейчас этот сегмент лизинга потерпає.
Можно приобрести в лизинг как новую, так и бывшую в употреблении технику. По словам экспертов, стабильно высок спрос на б/у грузовики. По словам руководителя отдела сбыта грузового транспорта VAB Лизинг Станислава Ларькина, наиболее активно посредством лизинга реализуются самосвалы, автобетоносмесители, экскаваторы, автокраны, бетононасосы, погрузчики.
Автосалоны подключились
В связи с кризисом многие запорожские автосалоны (например, официальный дилер Mitsubishi в Украине Нико-Сич, официальный дилер Skoda Интеравто Плюс и др.) перестали продавать авто в лизинг.
Директор Интеравто Плюс Михаил Соловьев объясняет тенденцию так: Сейчас, в период кризиса, нам стало невыгодно предоставлять лизинговые услуги. Дело в том, что мы можем продавать авто в лизинг только юридическим лицам, а физлицам нет, что было бы лучше.
А в автосалоне Автомобильный Дом Солли Плюс официальный дилер Volkswagen в Украине ситуация с точностью до наоборот. Раньше, до кризиса, мы вообще не проводили лизинговых операций, не оказывали такую услугу своим клиентам, рассказывает исполнительный директор ООО Автомобильный Дом Солли Плюс Олег Турунский. Кризис дал новую жизнь лизингу. Ведь это единственная
альтернатива банковским кредитам, лизинговая схема ничем не отличается от последних лучших предложений по кредитованию и составляет те же 12,5% в долларах США.
Как рассказал Олег Александрович, партнером их компании является ООО Порше Лизинг Украина. По их статистике, из 100% финансовых услуг в Европе лишь 10% составляет банковское кредитование, все остальное лизинг. Там это очень популярная услуга, так как выгодна финансово и организационно. В Украине тот же б/у автомобиль законодательно гораздо сложнее оформить, а в Европе просто и удобно.
Сложности бывают разные
Основная сложность в развитии лизинга низкая информированность потенциальных клиентов о преимуществах этого финансового инструмента и его возможностях. Зачастую клиенты склонны рассматривать лизинг как обычную аренду, а это не так. Аренда подразумевает краткосрочное пользование и возврат имущества, а лизинг долгосрочное финансирование, сервисные услуги (регистрацию имущества, страховку), а также переход права собственности на имущество клиенту после выплаты всех лизинговых платежей.
Лизинг эффективный инструмент увеличения объемов продаж для, например, поставщиков строительной техники. Учитывая долгосроч-ность отношений лизинговой компании с клиентами, участие поставщика в гарантийном и сервисном сопровождении клиента трудно переоценить. Но, к сожалению, бывают случаи, когда поставщики необоснованно не признают поломки гарантийными случаями. Это подрывает доверие к ним, а в случае приобретения техники через лизинг и к операторам лизингового рынка. Ведь при совершении сделки клиент ассоциирует поставщика и лизинговую компанию как звенья одной цепи, независимо от того, являются ли поставщик и лизинговая компания связанными лицами, входящими в состав одного холдинга, или являются независимыми юридическими лицами, сетует Станислав Ларькин.
Как и для банкиров, проблема неплатежей стала для лизинговых компаний головной болью. Доля транспортников и строителей в украинском лизинговом портфеле составляет сегодня 52 и 13% соответственно. Принимая во внимание, в каком положении оказались эти отрасли, неудивительно, что проблемы с неплатежами лизингополучателей возникают постоянно.
По мнению экспертов, в ближайшее время спрос на лизинг должен вырасти. Когда закончится кризис, на рынок будет сложно выводить вновь кредитные продукты. Потребители уже начали осваиваться с новым, более лояльным инструментом, лизингом.