Шанс на спасение: лизинговые компании делают ставку на рынок подержанных авто

В 2014 году продажа б/у автомобилей станет основным направлением развития для лизинговых компаний. К такому неожиданному выводу пришли участники ІV Международной конференции «Лизинг на автомобильном рынке Украины».

о словам председателя совета директоров ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Романа Иваненко, после повышения с 13 апреля т.г. пошлин на импорт автомобилей с бензиновыми двигателями и других законодательных новшеств рынок подержанных автомобилей вырос более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. «На этом рынке не работает ни одна финансовая структура, здесь покупает население, причем за наличные и в иностранной валюте, и никакого контроля или влияния на этот рынок нет», – сказал он. Более того, по его словам, «вторичный» рынок легкогрузовых автомобилей вырос в 7-8 раз, причем большинство из этих авто моложе семи лет.

Основная проблема, с которой сейчас сталкиваются лизинговые компании при попытке входа на этот рынок – повторная уплата НДС при приобретении авто у физлица, но, по мнению специалистов, соответствующие изменения в Налоговый кодекс можно внести. Впрочем, по словам председателя правления Idea Bank Ukraine Андрея Рязанцева, очень важно правильно оценивать риски. «Это рынок с небольшой маржой и ошибка в 2-3% может привести к закрытию компании», – предупреждает он.

Но в целом, с учетом того, что автомобильный рынок демонстрирует падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, можно предположить, что лизинг перетянет на себя часть потенциальных кредитных клиентов. Так, по данным исполнительно директора компании Ilta Leasing Александра Кощеева, на фоне падения автопродаж в стране доля лизинга в общем объеме рынка достигла 5,78%.

Лизинговые компании делают акцент на развитие рынка финансового лизинга для физических лиц, а также на оперативный лизинг, в том числе и кратко- и среднесрочную аренду автомобилей для сегмента малого и среднего бизнеса. Кстати, если три-четыре года назад услугой оперативного лизинга пользовались в основном представительства западных компаний, а доля украинских клиентов составляла 10-15%, то в прошлом году доля последних составила 40-45%.

Что касается структуры рынка, то эксперты прогнозируют наращивание доли рынка существующими игроками. «Устоявшимся на рынке компаниям будет проще, поскольку большая часть клиентов обращается к ним благодаря положительному опыту, полученному их родственниками или знакомыми, — говорит Роман Иваненко. — Но я не исключаю, что на рынке лизинга может появиться ряд финансовых учреждений, в частности, банковских, которые в последнее время открывают лизинговые подразделения». В то же время, мелкие игроки скорее всего уйдут с рынка, поскольку им будет трудно выдерживать конкуренцию со стороны крупных компаний.

Невеселая судьба, по прогнозам, ожидает и страховые компании, основной портфель которых сосредоточен в автостраховании. По оценкам руководителя департамента развития каналов продаж «ИНГО Украина» Николая Матыки, по итогам 2013 года рынок КАСКО остается стабильным, оценочная динамика оставляет всего 0,2%. При этом у шести компаний из ТОП-10 наблюдается падение премий. В обозримом будущем портфели многих СК также не будут расти, следовательно, по ним будет увеличиваться убыточность, что возможно приведет к пересмотру существующих условий страхования или смене партнеров. В противном случае возникающий кассовый разрыв может привести к банкротству серии СК и перепродаже их портфелей другим компаниям.

Контракти