Вагонные страсти: выгодно ли украинским аграриям покупать вагоны-зерновозы.
Новые правила контроля перегруза при перевозке зерновых автотранспортом сделали актуальной тему других вариантов доставки зерна без потерь тоннажа в плече перевозки. Такой альтернативой на 100% являются вагоны-зерновозы, которые с 2016 г. пользуются повышенным спросом у аграриев. Выгода от их использования объясняется простотой эксплуатации, относительной доступностью вагонного парка на «Укрзализныце» и у коммерческих вагонных операторов, гарантией доставки крупных объемов зерна в короткий срок.
Цена и условия вагонов и лизинга
Цена вагона зависит от его кубатуры и комплектации. В среднем новый вагон украинского производства сегодня стоит $45-50 тыс. с учетом НДС. Максимальные цены 10 лет назад на подобные вагоны были зафиксированы на уровне более $90 тыс. с НДС, а минимальные в 2014-2015 гг. — на уровне около $35 тыс. С 2016-го по 1 полугодие 2017 года цена выросла более чем на 20%. Объяснение простое — повышенный спрос на вагоны и рост тарифов на грузоперевозки.
В этой связи «ОТП Лизинг» впервые за 5 лет возобновил финансирование вагонов в форме финансового лизинга на срок до 5 лет в долларах, евро и гривне. До недавнего времени мы финансировали только полувагоны. Но с нынешнего года программа лизинга рассчитана и на финансирование зерновозов.
На первом этапе мы готовы предоставить финансирование в размере $25 тыс. с НДС на 1 вагон. Далее планируем увеличение доли финансирования в рыночной цене. С начала действия программы в «ОТП Лизинг» обратилось несколько клиентов, объем планируемых проектов оценивается примерно в $15 млн.
Окупаемость зерновоза
Что касается аргументов скептиков о многолетней окупаемости вагонов-зерновозов, это не более чем домыслы. По расчетам наших клиентов, при правильной структуре лизингового платежа, взвешенном размере авансового взноса и сохранении текущих тарифов на аренду подвижного состава и грузоперевозок новый грузовой вагон окупается за 5 лет лизинга при финансировании в долларе и за 7-8 лет — при финансировании в гривне. Лизинг б/у вагонов мы не изучали, пока «ОТП Лизинг» предоставляет финансирование исключительно для приобретения нового подвижного состава. Наши текущие проекты рассчитаны на 5 лет.
Чем хуже — тем лучше
Многие аграрии на горьком опыте убедились в плачевном состоянии вагонного парка «Укрзализныци». Но именно такие тенденции и дают уверенность в завтрашнем дне — б/у вагоны будут списаны УЗ либо утилизированы агрохолдингами, что повысит спрос на новые вагоны и сохранит тарифы на текущем уровне. Списание изношенного подвижного состава и его обновление — ключевая задача государственного масштаба. По моим ощущениям, в стране возрождается производство новых вагонов. Заводы еще далеки от объемов «докризисного» периода. Однако наблюдается рост производства и цен на вагоны.
Нерешенные проблемы
В Украине есть еще ряд проблем, которые объективно мешают развитию производства вагонов-зерновозов. Например, дефицит «тяги». Сейчас локомотивные перевозки монополизированы «Укрзализныцей», частные компании могут использовать свой локомотив только на внутренних путях, принадлежащих юридическому лицу (например, завод, элеватор, порт и т.д). Локомотивный парк УЗ изношен, новые вагоны не закупаются в достаточном количестве из-за отсутствия финансирования. Клиенты много раз рассказывали нам о тысячах вагонов, которые стоят на подъездных путях элеваторов или портов и ждут «тягу» для транспортировки к месту назначения. Это нужно решать на государственном уровне, т. к. частные компании или банки не финансируют локомотивы в Украине.
Владимир Титов, эксперт отдела корпоративных продаж «ОТП Лизинг»
Источник Latifundist