Бизнес отвечает на вопрос, что должно сделать государство для развития предпринимательства в Украине.
Министерство экономического развития и торговли готовит законопроект, призванный уже в следующем году поднять Украину в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 80-го места в ТОП-50 стран. Об этом НВ Бизнес сообщил источник в МЭРТ.
Сейчас правительство вносит последние правки в проект закона, который должен существенно облегчить условия предпринимательской деятельности. Тем временем мы поинтересовались у самих бизнесменов, что должна сделать власть, чтобы ведение бизнеса в Украине на самом деле стало легче.
Очень хорошо, что Министерство готовит такой законопроект. Это хороший сигнал для бизнеса.
В соответствии со стандартами Всемирного банка, рейтинг Doing Business охватывает 11 сфер регулирования бизнеса, начиная от регистрации собственности и получения кредитов, разрешений на строительство и прав миноритарных акционеров.
В Украине нужно проводить реформы во всех этих 11 сферах экономики. Но если говорить предметно, то нам, во-первых, нужна полная и масштабная реализация плана дерегуляции экономики. Деятельность бизнеса слишком регулированная и ограниченная.
Второе – это налоги. Необходимо имплементировать электронный кабинет плательщика налогов и уменьшить контакты между бизнесом и сотрудниками фискальных органов. Чем меньше физического контакта между налоговиками и бизнесом, тем лучше для имиджа Украины.
И, а это основная причина того, что Украина всегда находится в конце рейтинга Doing Business, необходимо окончательно решить вопрос подключения бизнеса к электросетям. Решение только одной этой проблемы позволит Украине существенно подняться в рейтинге по легкости ведения бизнеса.
Почему бизнес у нас такой сложный? Это связано не столько с регуляторными вопросами, сколько с вопросами того, что законов никто не придерживается, потому что это часто не возможно. И это основная проблема. Для того, чтобы упростить ведение бизнеса, надо систему упростить до такого, чтобы не было необходимости нарушать законы. Система должна быть прозрачной и понятной. Когда один плюс один – это два, и там никак три не может быть. А нашу систему пока можно трактовать совершенно разными путями.
Возьмите систему бухгалтерского учета в Украине. Это, пожалуй, худшая из всех, которые только можно себе представить в мире. Мы хотим внедрять инновации в сельском хозяйстве, хотим перейти на безбумажную форму донесения информации. Но в то же время у нас на каждую поездку надо путевой лист. Их уже нигде в мире нет, а мы каждый день выписываем эти путевые листы. Это бюрократия, которая осталась с советских времен.
Второй пример, согласно требованиям, нужно чтобы в компании был личный врач, который будет осматривать каждого работника перед выездом, пьянствовал ли он вчера. У нас 24 часа в сутки работает сельскохозяйственная техника. То есть врач должен бегать за трактористами и нюхать их круглосуточно. Это абсурд. Всю эту устаревшую систему требований к ведению бизнеса надо просто уничтожить, и потом писать с чистого листа.
А еще бы ликвидировали налоговую инспекцию полностью и создали по европейскому принципу сервисный центр помощи налогоплательщикам, то это сэкономило бы процентов 20 рабочего времени руководства многих компаний.
Нам нужно, чтобы в стране было хорошее правочинство и хорошие налоги. Честные суды и простое налогообложение – и уже только этого будет достаточно, чтобы сказать, что у нас в стране хорошо.
Откровенно скажу, с судами сейчас стало немного легче. Но самые большие проблемы возникают, когда наши крупные клиенты нам не платят. И у нашего банка – ОТП Банк – такие же войны. Например, сейчас прилагают усилия вернуть займы, которые выдали предприятиям Жвании [Давид Жвания и Николай Мартыненко считаются бенефициарами Юнистил и Запорожского абразивного комбинатов, которые задолжали ОТП Банку $9,25 млн].
Что касается налоговой системы, то она очень сложная, содержит много противоречий и несовершенств и слишком часто меняется. Бизнес никогда не может быть уверенным, что он посчитал налоги правильно и его дополнительно не обложат, не оштрафуют.
Очень мешает и жесткое валютное регулирование. Нам трудно купить валюту. Нам нужно перечислить средства в Будапешт [материнской структуре], но мы не можем этого сделать через валютные ограничения. Хотя, конечно, если в таких экономических условиях снять тормоза, то валюта будет по 50 грн/долл.
Системная проблема заключается в том, что украинские чиновники все хотят контролировать. Все наши законы, постановления и нормативные акты направлены на то, чтобы запрещать. И это касается абсолютно всех сфер: и валютного регулирования, и ценных бумаг, и стандартизации.
И, вроде бы, этот контроль должен действовать, чтобы бизнес не злоупотреблял. Но на деле, если бизнес нарушает законы, то у регуляторов рынков нет сил и полномочий для того, чтобы привлечь к ответственности. То есть мы имеем очень жесткое законодательство и слабый контроль за его соблюдением. А на Западе принцип абсолютно противоположный – можно все, но за мошенничество так спрессуют, что больше не захочется нарушать законы. Поэтому нужно дать больше возможностей.
И, в целом, все, что касается внешне-экономической деятельности, в Украине чрезвычайно сложно, бизнесу запретили почти все. Это мешает нам конкурировать с иностранным бизнесом. Наши предприниматели должны заводить офшоры, через которые взаимодействуют с иностранными контрагентами, потому что не могут делать это прямо.
Что нам еще нужно – приватизация государственных предприятий и создание рынка земли. Управление государством огромными предприятиями искажает свободную конкуренцию на рынке. Поэтому нужна массовая приватизация. Государство также является владельцем огромного объема земли, примерно 10 млн гектаров сельскохозяйственных угодий. А доходы от этих угодий чрезвычайно низкие. Часто, согласно документам, эта земля пустует, а на самом деле она передана в аренду, средства от которой идут в карман чиновникам. Также государство не позволяет украинцам продавать землю, которая им не нужна, и не позволяет фермерам покупать землю для развития своего бизнеса.
Еще один необходимый шаг – лишить правоохранительные органы возможности давить на бизнес. У нас каждый правоохранительный орган почему-то занимается экономикой: национальная полиция, прокуратура, служба безопасности, даже НАБУ имеет свое экономическое подразделение. Как бизнес со своими станками нарушает правопорядок в Украине. В действительности это используется для давления на предпринимателя. Поэтому закон о финансовой полиции, над которым сейчас уже говорят, нам очень нужен.