На прошлой неделе стало известно, какие поправки к законодательству об утилизационном сборе готовит Кабинет Министров. Напомним, что речь идет об отмене коэффициентов, но сам утилизационный сбор в правительстве хотят сохранить. Эта информация вызвала массу противоположных домыслов: от очередной «страшилки» о грядущем подорожании, до призывов отложить покупку авто до Нового Года. Как же изменятся цены на авто, в случае, если поправки будут приняты, корреспондент AUTO-Consulting попросил прокомментировать генерального директора Всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко.
Напомним, что кабминовский законопроект предполагает ликвидацию коэффициентов, которые применяются к ставке экологического налога, которые могли либо понизить величину этого налога до 4730 грн для авто с объемом двигателя до 1 л, либо увеличить ее вплоть до 30250 грн на авто с моторами более 3 л.
Фактически, законопроект призван оставить единую ставку для всех легковых автомобилей на уровне 5500 грн, и для грузовиков и автобусов – 11000 грн.
Но в AUTO-Consulting отмечают, что для компетентного ответа на вопрос: Как же эта реформа повлияет на ценообразование на автомобильном рынке, необходимо знать не только ставки налога, но и какие объемы авто были уже растаможены с уплатой налога по действующим ставкам, запас авто, завезенных вообще без уплаты утилизационного сбора и массу других нюансов, от которых зависит стоимость авто.
Лучше чем ВААИД, ситуацию с импортом авто в Украину не знает никто, поэтому AUTO-Consulting и обратилась с вопросами к гендиректору этой организации Олегу Назаренко:
AUTO-Consulting: Утилизационный сбор опять не дает покоя покупателям авто. На сей раз законопроект об отмене коэффициентов с 1 января 2014 года, вызвал волну противоречивых сообщений. Если он будет принят, то как это отразится на ценах в автосалонах?
Олег Назаренко: Я бы хотел почеркнуть, что в вопросе уже прозвучала фраза “если он будет принят”. Да, такой законопроект существует и проходит согласование в Кабмине. Он еще не подан в Верховную Раду, и его еще не голосовали, ни в первом, ни во втором чтении. Не было и рассмотрения поправок. Поэтому говорить о том, как он повлияет на цены, пока слишком рано. Никто не знает, какие в него будут внесены поправки, каким будет финальный текст. Нам известно и о попытках поднять базовую ставку.
АС: Тем не менее, уже звучат сообщения, что иномарки подорожают или наоборот подешевеют?
ОН: Я скажу так. Импортеры очень тщательно следят за возможными изменениями законодательства и пытаются их предугадать. Насколько это вообще возможно в нашей стране. Автомобилей с уплатой утилизационного сбора по высоким ставкам в сентябре было завезено не так и много, и это были в основном машины с двигателем до 1 л.
Основные поставки автомобилей в Украину были в июле и августе, когда еще утилизационный сбор не действовал. Сейчас на рынке представлено большинство как раз таких автомобилей. Да, часть их уже заканчивается, но те, кто призывают кого-то подождать до Нового Года, когда якобы авто подешевеют – мягко говоря, сильно ошибаются.
Авторынок, и украинский авторынок особенно, – это довольно сложное экономическое пространство. Оценивать и к чему-то призывать могут лишь профессионалы, которые понимают как функционирует авторынок. Поэтому заявления о грядущем удорожании либо удешевлении автомобилей, как следствие озвученной выше реформы, не имеют под собой оснований.
Перефразируя высказывание Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия», скажу, что, зачастую, в поисках «великих» сенсаций СМИ сильно преувеличивают. Мы же выступаем за стабильный авторынок. Нам не нужны паника и ажиотаж. Удорожание автомобилей произойдет не из-за отмены коэффициентов, а из-за самого факта введения утилизационного сбора, против чего ВААИД активно борется и выступает уже несколько месяцев. Мы инициировали подачу законопроекта в Верховную Раду о полной отмене утилизационного сбора. Эта мера не только позволит Украине выполнить условия, необходимые для подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, не вступать в конфликт с ВТО и другими странами, но и действительно принесет пользу для автомобилистов.
Но из такой нашей инициативы почему-то “сенсацию” не делают, хотя очевидно, что это принесет если не снижение, то хотя бы стабильность цен? А чем не “сенсация”, что неотложное поручение Президента, которое он дал Кабмину еще в августе, и в котором прописал что нужно изменить, уже третий месяц не выполняться! Поэтому рискую кого-то разочаровать, но данный законопроект – далеко не самое важное, о чем стоит говорить, и далеко не единственный.
АС: А что Вы посоветуете покупателям, которые сейчас выбирают автомобиль?
ОН: Я всегда говорю: кому нужен автомобиль сейчас – лучше не откладывать покупку. И этот мой совет актуален и в нынешней ситуации. Практика показывает, что у нас раз в год меняется автомобильное законодательство, которое приводит к изменению цен. И, как правило, это делают прямо “под ёлку”, в канун Нового Года. Потому вариант – сидеть и ждать – может быть проиграшным. А если отправиться в автосалоны сейчас, то еще можно найти автомобиль, ввезенный до введения утилизационного сбора.