Исследование рынка кредитования физических лиц на приобретение автотранспорта, проведенное компанией “Простобанк Консалтинг” по 50 крупнейшим розничным банкам Украины, показало, что в феврале 2013 года средние эффективные ставки в большинстве сегментов автокредитования снизились, кроме стоимости займов в сегменте б/у авто отечественной сборки. Значительно уменьшилось количество программ кредитования на покупку новых авто.
1. Общая характеристика рынка
Основными событиями на рынке автокредитования физических лиц в феврале 2013 года стали следующие:
- количество банков, предлагающих кредиты на новые автомобили иностранного и отечественного производства сроком на 5 лет, составляет 33 и 27 банков соответственно;
- количество кредитных предложений на покупку новых иномарок и авто отечественной сборки уменьшилось на 13 и 16 программ до уровня 260 и 125 программ соответственно;
- значение средней эффективной ставки по займам в гривне на покупку новых автомобилей иностранного производства уменьшилось на 0,6 п.п. до 20,35% годовых, а для автомобилей отечественной сборки – уменьшилось на 0,44 п.п. до уровня 21,26% годовых;
- количество банков, предлагающих кредиты на покупку б/у автомобилей составляет 12 банков в сфере кредитования на покупку автотранспорта иностранной сборки и 6 банков – на приобретение автомобилей отечественного производства;
- количество кредитных предложений на покупку б/у иномарок не изменилось и составляет 20 предложений, а в сегменте б/у автомобилей отечественного производства – увеличилось на 1 до уровня 9 предложений;
- в сегменте кредитования на покупку б/у автомобилей иностранной сборки по займам сроком 3 года средняя эффективная ставка не изменилась и составляет 24,55% годовых, тогда как по ссудам на покупку авто отечественного производства – уменьшилась на 0,31 п.п. до уровня 25,22% годовых;
- ни одно из исследуемых банковских предложений не предусматривало штрафных санкций за досрочное погашение автокредита;
- 184 программы на рынке (или 43,2% от всего количества банковских предложений) не предполагали ограничения максимальной суммы кредитования. Наиболее распространенным ограничением максимальной суммы займов был диапазон от 300 тыс. грн. до 500 тыс. грн. (102 предложения или 23,9%). Наименьшую долю на рынке (73 программы или 17,1%) занимают программы с ограничением в диапазоне от 500 тыс. грн. до 800 тыс. грн.;
- акционных предложений от банков из числа топ-50 в сегменте кредитования населения на покупку автотранспорта зафиксировано не было.
Что касается количественных характеристик рынка автокредитования населения, то в феврале 2013 года количество кредиторов в сегменте новых иномарок составляет 33 банка, а в сегменте новых авто отечественного производства – 27 банков. Количество финансовых учреждений в сегменте кредитования б/у иномарок в феврале 2013 года не изменилось и составляет 12 банков, а в сегменте займов на покупку б/у авто отечественного производства – 6 учреждений.
«Причина небольшого количества банков, которые предлагают займы на покупку б/у авто – повышенные риски банка. При сделке купли-продажи б/у авто риск мошенничества выше. Подержанный автомобиль может быть как в угоне, так и числиться в качестве залога в другом банке. К тому же старые автомобили зачастую имеют меньше современных средств безопасности, а значит риск угона и ущерба, а также опасности для здоровья владельца существенно выше», – объяснил Николай Гук, начальник управления кредитных продуктов Укрсоцбанка, UniCredit Bank ™ .
«В основном, банки не стремятся развивать данный сегмент по ряду причин. Среди таких причин:оформление залога, связанное со страхованием автомобиля, нотариальным оформлением договора залога, оценкой автомобиля, что увеличивает расходы заемщика. А короткий срок кредита и большой размер первого взноса, которые в основном предлагают банки в этом сегменте, увеличивают размер ежемесячного платежа. Ежегодно увеличивающийся износ автомобиля, который влияет на его стоимость при возможной реализации в случае возникновения проблем с кредитом, также сказывается на риске для банка. Кроме того, существуют определенные юридические риски для банка, связанные с отменой биржевых сделок. Следует отметить, что на рынке существуют продукты, максимально возможной суммы по которым достаточно, чтобы купить б/у автомобиль без каких-либо дополнительных расходов, связанных с оформлением кредита на покупку такого автомобиля. Риски банка при этом ненамного увеличиваются, так как при оформлении кредита на покупку б/у автомобиля на момент окончания кредита стоимость автомобиля настолько снизится, что по своей сути такой кредит будет беззалоговым», – прокомментировал Константин Сильниченко, руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка .
«Существует несколько факторов, которые сдерживают развитие рынка кредитования б/у авто. Первый из них – это возраст подержанных автомобилей. Как правило, банки готовы кредитовать авто, возраст которых на окончание срока действия кредита не будет превышать 10 лет. Таких машин около 50% рынка б/у. Но более половины таких авто это отечественный, российский и китайский автопром. То есть машины дешевого ценового сегмента, и их покупка осуществляется клиентами за наличные средства. Наибольшим спросом покупки в кредит пользуются автомобили премиум-класса. Второй сдерживающий фактор – это риски неплатежей, связанные с оформление кредита на б/у авто. Для минимизации этих рисков, банки требуют аванс от 20 до 50% в зависимости от стоимости автомобилей. Чем выше цена, тем выше аванс. В свою очередь цена кредита на б/у авто выше, чем на новые автомобили. В совокупности эти факторы и сдерживают рост спроса со стороны потенциальных клиентов на покупку б/у авто в кредит», – объяснил Виталий Климов, директор департамента продаж кредитов и лизинга Idea Bank (Идея Банк) .
«В целом часть подержанных отечественных автомобилей на рынке довольно значительна: спрос на такие авто большой, процедуры оформления при их покупке упрощены, по ним нет платежей в пенсионный фонд… Все это привлекает покупателей и потенциальных заемщиков и делает кредитование перспективным. Однако стоит сказать, что с позиции банков процедура кредитования автомобиля с пробегом имеет определенные риски. Во-первых, при продаже подержанных автомобилей существует большая вероятность мошеннических действий — как со стороны заемщика, так и со стороны продавца. Во-вторых, история подержанного автомобиля всегда имеет долю неизвестности. Существуют риски нахождения автомобиля в угоне, вероятность попытки оформить кредит под уже кредитное авто, заложенное в другом банке и. д. К тому же чем старше автомобиль, тем больше вероятность его выхода из строя (для отечественных автомобилей с пробегом это особенно актуально) и, как результат — ДТП или отказ клиента от дальнейшего погашения кредита. Исходя из этого, банки соглашаются кредитовать покупку автомобилей с пробегом лишь при условии увеличения процентной ставки: в среднем, разница между ставками по программам кредитования новых автомобилей и автомобилей с пробегом составляет 1-2%», – прокомментировал Дмитрий Яковлев, директор департамента каналов продаж в розничном бизнесе Банка Форум
Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра , добавил: «Думаю, сегмент кредитования на приобретение подержанных авто будет развиваться. Хотя, действительно есть некоторые сдерживающие факторы:
Для автосалона: при продаже БУ автомобиля в салоне у продавца возникает налоговое обязательство по НДС (20% от стоимости автомобиля);
Для продавца-физического лица: необходимость переоформления автомобиля на нового собственника при наличии аванса и гарантийного письма от банка, без полной оплаты.
Для покупателя:
небольшое количество предложений и низкая информированность о возможности провести покупку с использованием кредита;
ограничения по возрасту автомобиля (зачастую требования банка, чтобы на момент окончания срока кредитования автомобиль был не старше 7 лет)».
Динамика количества кредитных предложений на покупку новых автомобилей иностранного производства в феврале 2013 года, показала нисходящую тенденцию – значение показателя уменьшилось на 13 программ до уровня 260, а количество ссуд на покупку новых автомобилей отечественной сборки в феврале 2013г. также уменьшилось на 16 программ до уровня 125 ссуд.
График 1. Динамика количества кредитных предложений на покупку новых автомобилей иностранного и отечественного производства в феврале 2013 года, шт.
Количество предложений в сегменте кредитования на покупку б/у иномарок в феврале 2013 года не изменилось и составляет 20 предложений, в то время как в сегменте кредитования на покупку б/у автомобилей отечественной сборки увеличилось на 1 до уровня 9 предложений.
2. Ценовые характеристики рынка
В сегменте кредитования на покупку новых автомобилей иностранного производства в феврале 2013 года значение средней эффективной ставки уменьшилось на 0,6 п.п. до 20,35% годовых по займам на 5 лет. При этом минимальное значение средней ставки в отчетном месяце уменьшилось на 0,39 п.п. до уровня: 2,77% годовых, а максимальное значение не изменилось и составляет 43,68% годовых.
График 2. Динамика эффективных ставок по кредитам на покупку новых автомобилей иностранного производства сроком на 5 лет в феврале 2012 года – феврале 2013 года, % годовых (по данным компании Простобанк Консалтинг» )
Уменьшение средней эффективной ставки в феврале 2013г. было также характерно и для рынка кредитования на покупку новых автомобилей отечественной сборки – на 0,44 п.п. до 21,26% годовых. Такая тенденция была продиктована, в частности, значительным падением ценового максимума рынка, а именно на 8,09 п.п. до уровня 30,28% годовых. При этом минимальное значение эффективной ставки в отчетном периоде не изменилось и составляет 12,07% годовых.
График 3. Динамика эффективных ставок по кредитам на покупку новых автомобилей отечественного производства сроком на 5 лет в феврале 2012 года – феврале 2013 года, % годовых (по данным компании «Простобанк Консалтинг»)
В отчетном месяце значение среднерыночной эффективной ставки в сегменте кредитования на покупку б/у автомобилей иностранного производства не изменились, так же, как и значения ценового максимума и минимума рынка, и составляет 24,55% годовых, 31,08% годовых и 15,21% годовых соответственно.
График 4. Динамика эффективных ставок по кредитам на покупку б/у автомобилей иностранного и производства сроком на 3 года в феврале 2012 года – феврале 2013 года, % годовых (по данным компании «Простобанк Консалтинг»)
В сегменте кредитования на покупку б/у автомобилей отечественного производства было отмечено незначительное понижение – на 0,31 п.п. до уровня 25,22% годовых. Минимальное и максимальное значения эффективной ставки не изменились и закрепились на уровне 19,49% и 31,1% годовых соответственно.
График 5. Динамика эффективных ставок по кредитам на покупку б/у автомобилей отечественного производства сроком на 3 года в феврале 2012 года – феврале 2013 года, % годовых (по данным компании «Простобанк Консалтинг»)
3. Структурные характеристики рынка
Что касается структурных характеристик рынка, то эффективная ставка по наибольшей доле предложений на покупку новых автомобилей иностранного производства по состоянию на 25.02.2013 г. находилась в диапазоне от 19,13% до 27,31% годовых – 131 предложение из 232 (56,47% от общего количества), а также в диапазоне от 10,95% до 19,13% годовых – 87 предложений (37,5% от общего количества). При этом только по 2 программам (0,86% от общего количества) размер эффективной ставки колеблется в диапазоне 35,49% – 43,68% годовых (программы УкрСиббанка ), а также по 3 программам ставки колеблются в диапазоне от 2,77% годовых до 10,95% годовых (программы банков «Клиринговый дом» и «Киевская Русь »).
Эффективные ставки большинства ссуд на покупку отечественных автомобилей в конце февраля 2013 года оказались в ценовом диапазоне от 19,36% до 23% годовых – 49 программ или 49% от общего количества. И только по 3 предложениям эффективная ставка находилась в наинизшем ценовом диапазоне – от 12,17% до 15,71% годовых (кредиты от ВТБ Банка) и по 7 предложениям – в наивысшем ценовом диапазоне от 26,64% до 30,28% годовых.
Эффективная ставка по наибольшей доле предложений на покупку б/у автомобилей иностранного производства сроком на 3 года на отчетную дату находилась в диапазоне от 27,15% до 31,13% годовых – 6 программ или 31,58% от их общего количества и лишь 3 предложений вошло в диапазон с наинизшими ценовыми параметрами, а именно от 15,29% до 19,19% годовых (предложения от Эрсте Банка . Укргазбанка и Всеукраинского Банка Развития ).
В то же время по займам на приобретение б/у автомобилей отечественного производства сроком на 3 года (всего 9 программ) эффективные ставки находились в диапазоне от 19,49% (программы Укргазбанка) до 31,13% годовых (программы Украинского Бизнес Банка ).
Все банковские предложения по состоянию на 25.02.2013 г. не предусматривают штрафных санкций за досрочное погашение автокредита.
Что касается максимальной суммы кредитов на покупку автотранспорта, то по состоянию на конец февраля 2013 года 43,2% программ на рынке не предполагали ограничения по заданному параметру. Ограничения лимита финансирования в размере от 120 тыс. грн. до 300 тыс. грн. имело 18,5% предложений на рынке, ограничение лимита от 300 тыс. грн. до 500 тыс. грн. – 23,9% предложений на рынке, ограничение лимита от 500 тыс. грн. до 800 тыс. грн. – также 17,1% предложений на рынке.
«Максимальная сумма кредита никогда не была критичным моментом в предоставлении финансирования покупки автомобиля. Для активно кредитующего банка главное – финансовые возможности клиента обслуживать кредит. Важно также наличие авансового платежа и положительной кредитной истории (если таковая есть), поручителей и ряд других дополнительных факторов», – рассказал Димитрис Эфтимиоу, директор по розничному бизнесу Universal Bank .
4. Прогнозы развития рынка
Виталий Бачинский, заместитель директора по розничному бизнесу Надра Банка
В дальнейшем возможно снижение цены автокредитов. Бланковыми кредитами, где цена не является предметом конкуренции, рынок уже насытили. К тому же выдачей бланкового кредита, который характеризуется краткосрочностью, невозможно увеличить кредитный портфель (через 8 месяцев, выданные кредиты замещают погашенные). Страх банков выдавать «долгие» кредиты, после кризиса 2008-2009 годов, привел к тому, что с начала 2010 года кредитный портфель банков увеличился всего на 60 млрд грн., и то только из-за кредитования субъектов хоздеятельности (кредитный портфель физ.лиц уменьшился на 60 млрд.). А обязательства банков выросли более чем на 200 млрд грн., из них обязательства перед физ.лицами – болем чем на 160 млрд.
Такая ситуация будет заставлять банки искать пути выдачи «долгих» кредитов на покупку авто, в которых цена имеет значение для потребителя.
Виталий Климов, директор департамента продаж кредитов и лизинга Идея Банка
С начала 2013 года в борьбу за рынок автокредитования снова включились банки, которые по тем или иным причинам приостановили кредитование во второй половине 2012 года. Таким образом, конкурентная борьба в этом сегменте снова ожесточилась. И основным инструментом в этой борьбе является цена кредита. Еще один фактор, который будет способствовать удешевлению кредитов – это снижение ставок на привлеченные ресурсы, как на межбанке, так и у населения. Так что тенденция к снижению ставок будет наблюдаться до тех пор, пока рынок активов и пассивов не войдет в состояние равновесия.
Константин Сильниченко, руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка
Следует отметить снижение цены ресурсов, что в свою очередь повлияло на размер процентных ставок по кредитам. Некоторые банки продолжат снижать процентные ставки и в марте месяце.
Николай Гук, начальник управления кредитных продуктов Укрсоцбанка, UniCreditBank™
Мы не прогнозируем существенного снижения процентных ставок по автокредитам в 2013 году. Данный тренд носит скорее сезонный характер – снижение процентных ставок в весенне-летний период. Что касается сегмента кредитования на покупку б/у автомобилей – рынок является перспективным, однако банки не хотят принимать на себя больше рисков, по сравнению с рынком новых автомобилей. При этом основным источником фондирования банков являются депозиты физических лиц. Поэтому мы не прогнозируем снижение к ставок по кредитам на покупку б/у автомобилей ниже уровня 2012 года.
Дмитрий Яковлев, директор департамента каналов продаж в розничном бизнесе Банка Форум
В прошлом году в Украине доля проданных в кредит новых легковых автомобилей составила около 20%. В 2013 году ситуация в этом сегменте не претерпит серьезных изменений. Определенным толчком для рынка автопродаж может стать снижение процентных ставок долгосрочного кредитования, которое ранее было дорогим и малодоступным. Значительные ставки на вклады в национальной валюте позволили банкам аккумулировать на счетах более 30 млрд грн. Подобный серьезный объем ликвидности приводит к уменьшению банками ставок по депозитам, что в дальнейшем сказаться и на снижении стоимости кредитов. С учетом экономической ситуации в целом снижение уровня ставок по автокредитам можно ожидать до уровня 19,0%-19,3%.
Что касается сегмента кредитования на покупку б/у автомобилей, в целом ставка кредитования соответствует динамике ставок на покупку новых авто, однако является менее гибкой и динамичной. В 2013 г. можно ожидать ее незначительное падение до уровня 21-22% (в зависимости от срока кредитования и первоначального взноса).
Следует отметить, что для банка подержанная машина является низколиквидным имуществом, поэтому переплата клиентом при покупке б/у авто в кредит несколько выше, чем при приобретении нового транспортного средства. Купить подержанное авто в кредит можно при условии минимального взноса приблизительно на 5-10% выше, чем при получении аналогичного займа на новую машину. При оформлении кредита на новый автомобиль банк выдает максимальную сумму кредита, которая гарантируется доходами, а при покупке б/у автомобиля сумма кредита ограничена. Таким образом банк страхует себя от специфических рисков кредитования подержанных автомобилей: от недостатка средств у заемщика до затрат, которые он несет на содержание и ремонт б/у автомобиля.
Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра
Ставки по кредитованию в сегменте авто будут продолжать незначительно снижаться вплоть до конца второго квартала.