Сервисное обслуживание бизнес-авто лизингодателем и управление автопарком (fleet management): какие услуги и где искать

Prosto удобным и любопытным является комплекс услуг по обслуживанию автопарков или единичных авто, предоставляемых, чаще всего, лизинговыми компаниями в дополнение к финансовому или оперативному лизингу. Что может входить в этот сервисный комплекс, на что обратить внимание желающим его получить и какие крупные лизинговые компании его предоставляют – рассказывает Prostobiz.ua.

Английским словосочетанием флит-менеджмент, fleet management (fleet здесь в значении «флот»), описываются аутсорсинговые услуги по обслуживанию транспортного парка той или иной компании. Чаще всего в последнее время это словосочетание употребляют в отношении управления автопарками, однако и в исконном значении – для маломерного флота – оно все еще используется.

Разумеется, заняться флит-менеджментом может любая новосозданная или существующая компания любого профиля. Однако исторически так сложилось, что наиболее активно эту услугу предоставляют некоторые лизинговые компании «в комплекте» с лизингом бизнес-авто.

Ведь очень удобно использовать тот факт, что лизинговая машина остается во все время договора в собственности лизингодателя (при оперативном лизинге ему же она и вернется) – а значит последнему нести за нее ответственность вполне сподручно не только пассивную, но и в виде активного ее обслуживания, в особенности если оно производится за деньги лизингополучателя. А попутно аналогичные услуги лизинговые компании оказывают и в отношении нелизинговых авто, ранее имевшихся у лизингополучателя или позже приобретенных вне договора с данным лизингодателем.

Итак, в первую очередь у лизинговой компании, предоставляющей сервисные услуги, следует поинтересоваться:

    Распространяются ли эти услуги и на нелизинговый автопарк компании – и отличаются ли в этом случае тарифы таких услуг;
    Можно ли воспользоваться флит-менеджментом от лизинговой компании вообще без лизинга авто в ней – и отличаются ли в этом случае тарифы;
    Если вы подумываете о сервисном обслуживании одного или двух-трех авто – поинтересуйтесь, возможно ли обслуживание столь малого автопарка (например, компании «Easy Leasing» и «Sixt Украина» обслуживают парки лишь от пяти авто).

Какие услуги предоставляются

    Читайте также

        Лизинг › Ремонт лизингового бизнес авто: что должен делать лизингодатель, а что – лизингополучатель?
        Лизинг › Лизинг бизнес-транспорта и лизинг легковых авто: чем они отличаются?
        Лизинг › Какой лизинг более удобен – финансовый или оперативный?

Для начала заметим, что приведенный ниже базовый ассортимент услуг может у той или иной компании присутствовать не полностью, а может, наоборот, дополняться каким-то особо редким сервисом.

Помимо того, отметим, что воспользоваться этими услугами можно, конечно же, не только всеми сразу, но и опуская некоторую их часть, не оплачивая ненужный вам сервис. Однако в случае потребности всего в одной-двух узкоцелевых опциях следует сразу выяснить, возможен ли относительно дешевый автосервис именно по этим опциям – или же минимальный пакет, в который они входят, содержит ряд других услуг. Например, «Илта Лизинг» предлагает  пять пакетных уровней флит-менеджмента, каждый следующий из которых включает услуги предыдущие плюс некоторые дополнительные опции; выбрать «полпакета» за полцены уже никак нельзя

Полноценный пакет услуг, конечно, может содержать лишние для вас опции и оказаться дороже, чем хотелось бы – однако у какого-нибудь другого оператора флит-менеджмента вполне может найтись более узкоопциональный и более дешевый набор услуг. Вобщем, спешить в этом довольно дорогостоящем деле не следует – а ввиду крайней малочисленности компаний, предоставляющих такие услуги, вполне возможно изучить предложения всех, работающих в вашем городе, даже если это столица.

Итак, в наборах услуг внутри флит-менеджмента наибольшим спросом – в том числе у частных VIP-клиентов – пользуется администрирование потенциальных и появляющихся сервисных и ремонтных проблем с авто, в том числе:

    Запись клиента на СТО, имеющую оптимальные параметры (расположение, цены, сроки выполнения работ);
    Контроль выполнения работ на СТО;
    Транзит и обработка бухгалтерской документации по работам с авто на СТО;
    Доставка автомобиля на СТО при необходимости.

    Отметим, что в наиболее распространенном случае помимо платы за данный менеджмент клиент (лизингополучатель) оплачивает ремонтные работы «от себя», отдельно. А вот цену плановых сервисных работ – например, смену шин дважды в год, техосмотры – нередко включают в дорогостоящие пакеты флит-менежмента.

В отношении шин у операторов сервисного обслуживания автопарков существует отдельная опция – шинный сервис. В него может входить, кроме смены летней/зимней резины, анализ износа шин автопарка, предложения по выбору новых шин, закупка шин (за счет клиента, конечно) и транзит необходимой при этом бухгалтерской документации, запись на шиномонтаж и контроль исполнения таких работ и, наконец, хранение неиспользующихся шин.

Еще один вид флит-менеджмента – администрирование потребления топлива. Серьезные лизингодатели эмитируют топливные карты (fleet card), содержащие ежемесячный лимит по объему определенного вида топлива и других услуг, предоставляемых АЗС (это позволяет четче планировать транспортные расходы компании). Также оператор флит-менеджмента может составлять регулярные отчеты по потреблению топлива автопарком и его стоимости, в том числе, с балансом по каждой топливной карте отдельно.

Особым спросом у перевозчиков (и не только у них) пользуется и логистический контроль автопарка при помощи GPS-систем. Сюда может входить как ежедневный дистанционный контроль маршрута и прохождение автомашинами контрольных точек – так и удаленный контроль скоростного режима. Опять же, возможно составление регулярных отчетов по пробегам и скоростям каждого авто в автопарке.

Кроме того, сервис может предполагать помощь в:

    страховании авто (включая транзит документов, контроль и консультации по получению возмещения при ДТП);
    купле-продаже машин;
    регистрации и перерегистрации авто.

Помимо этого, частью флит-менеджмента может быть частное VIP-обслуживание, в котором наиболее востребованной услугой является предоставление подменного автомобиля в разных регионах Украины при поломке, ДТП, необходимости использования машины более престижного класса, чем имеющиеся. Кроме того, производится бронирование аренды авто в других странах (в том числе с водителем) и указание клиенту точек такой аренды, а также услуги водителей и в Украине.

В рамках всех описанных услуг – так называемого классического флит-менеджмента – транспорт (кроме подменного/арендуемого) и его персонал находятся в структуре компании-клиента, даже если собственником лизингового транспорта формально является лизингодатель.

Однако помимо классического флит-менеджмента существует его особая дорогая разновидность: создание лизингодателем небольшой аутсорсинговой транспортной компании под нужды предприятия-клиента. В этом случае все автомашины и их персонал находятся вне баланса компании, не требуется регистрация автохозяйства на предприятии, что представляет удобства бухгалтерски-налогового свойства.

Наконец, флит-менеджмент может включать в себя и все неперечисленные выше виды автоконсалтинга.
Стоимость непредсказуема

Флит менеджмент – как обслуживание VIP-типа – обладает одной из самых загадочных ценовых политик на рынке услуг для бизнеса (сравнить можно только с банковским сервисом Private Banking). Как рассказали нам в телефонном разговоре представители «Илта Лизинг», тариф любой сервисной услуги и пакета услуг зависит, в первую очередь, от категории клиента, оцениваемой индивидуально. Итоговые ценовые результаты после такой оценки имеют грандиозный диапазон в зависимости от статусности компании-клиента. Кроме того, разумеется, цены флит-менеджмента зависят от количества и качества авто в автопарке, регионов прохождения бизнеса (что актуально для перевозчиков) и выбранных услуг.

    Даже для формирования тарифов – сообщали нам по телефонам «Илта Лизинг», «Easy Leasing», «SIXT Украина» – необходима встреча потенциальных клиентов с руководством лизинговой компании или ее регионального филиала. При этом требуется предоставление значительного объема информации о бизнесе клиента, его владельцах, параметрах автопарка.

Таким образом, заведомо выяснить точные числа или хотя бы диапазоны цен не представилось возможным – даже с взятыми в качестве условными примера марками авто и типом бизнеса.

Тем не менее, со слов представителей операторов флит-менеджмента можно было понять: существует возможность (но не обязательность) удешевления сервисных услуг от лизингодателя в случае использования автопарка на условиях лизинга, как финансового, так и оперативного в этой же компании – по сравнению с обслуживанием уже имеющегося или приобретаемого на иных условиях транспорта. Однако никаких точных чисел скидок и в этом отношении раздобыть нам не удалось.

Для тех, кто заинтересовался данной услугой и собирается изучить ее условия в комплексе с использованием авто на условиях лизинга, приведем актуальные базовые тарифы автолизинга от тех компаний из числа 15 лидеров лизингового рынка, которые помимо лизинговых предоставляют и описанные автосервисные услуги для малого и среднего бизнеса. По данным компании «Простобанк Консалтинг» на 28 августа 2012 года.

  • Автор:
    Олег Кочевых
  • Источник: Prostobiz.ua