Что будет с автопродажами в 2013 году?

 По итогам 2012 года продажи автомобилей вырастут не более чем на 10%. Примерно на столько же – и в следующем году. Растущему спросу на авто мешают дорогие кредиты и высокие требования к заемщикам.
 

Оптимистичным прогнозам автоимпортеров и дилеров о росте продаж в 2012 году до 260 тыс. новых машин, похоже, не суждено сбыться. Отсутствие стабильного экономического роста, повышение ставок по автокредитам, девальвационные ожидания – все это повлияло на активность покупателей. Автодилеры признают: авто – это не покупка первой необходимости, и многие автовладельцы готовы подождать с обновлением «до лучших времен». Какими будут автопродажи в 2012 и 2013 годах? Чем завершится спецрасследование в отношении автоимпортеров? Чего ожидать от истории с взаимным введением экологического сбора Россией и Украиной? Как изменятся цены автокредитов? На эти вопросы отвечали эксперты автомобильного и финансового рынка в ходе «круглого стола», организованного журналом «Деньги».

 
«По нулям»?

 
С июня 2011 года, когда Укравтопром инициировал начало специального расследования в отношении автоимпорта, украинцы пребывали в ожидании подорожания новых иномарок. История с расследованием затянулась, и в июне 2012 года появилось заявление министра экономического развития и торговли  Петра Порошенко о том, что скоро на иномарки введутся новые пошлины (см. «Деньги» от 18.06.2012, доступно на dengi.ua). Впрочем, пошлины до сих пор не ввели, а вот Россия с 1 сентября ввела утилизационный сбор: за каждое транспортное средство, импортируемое в страну, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (базовая ставка сбора – эквивалент 5 тыс. грн.). Итогом такого нововведения может стать подорожание на российском рынке произведенных в Украине автомобилей на 10–12%. Прежде всего, речь идет о легковушках производства корпораций «УкрАВТО» и «Богдан».

В ответ на действия России Кабмин Украины 3 сентября издал постановление, согласно которому импортеры российских легковых авто должны уплатить утилизационный сбор в размере от 7,37 до 14,08 тыс. грн. за ввозимый автомобиль (для машин с объемом двигателя 1–3 литра).  «Мы предлагаем взаимоотмену сбора: то есть, мы отменим сбор для российских авто, а Россия – для украинских», – сообщил в ходе «круглого стола генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Стоит также помнить, что в России производятся такие популярные в Украине модели, как Hyundai Accent, Renault Logan, VW Polo. И если утилизационный сбор не будет взаимно отменен, это отразится на их цене в сторону повышения.

Дорого дают

Прогнозируя объем продаж новых авто по итогам 2012 года, автодилеры предельно осторожны. «Скорее всего, останемся на уровне 2011 года, возможен рост на уровне 5%, по сравнению с прошлым годом, тогда рынок выйдет на 230 тыс. авто по итогам года», – говорит директор департамента маркетинга и рекламы концерна «НИКО Менеджмент» Ярослав Вовк.  По его мнению, однин из основных факторов, повлиявших на низкий уровень продаж автомобилей в 2012 году, – дорогое и малодоступное кредитование (подробнее о ставках по автокредитам читайте на стр…???). Кроме того, многие клиенты не рискуют приобретать автомобиль из-за общей экономической нестабильности. «Потребители не чувствуют достаточной уверенности в завтрашнем дне и не готовы приобретать в таких условиях машины, люди готовы ждать наступления большей стабильности», – отмечает г-н Вовк. В свою очередь, банкиры считают, что кредитование развивается неплохими темпами. «Наши оценки оптимистичны: если посмотреть на рынок кредитования, то ставки выше, чем в 2011 году. Но при этом объемы выдачи такие же, как и в прошлом году. Рынок удержался на текущем уровне, потому что спрос сохранялся, многие клиенты изначально приходят с большим первоначальным взносом, то есть это те, кто, продав старое авто, приобретает в кредит новое», – говорит руководитель департамента развития продуктов розничного бизнеса ПУМБ Максим Мироненко. Оценивая дороговизну гривневых банковских займов, часть клиентов делает выбор в пользу валютного лизинга. «Ставки по валюте намного привлекательнее, например, у нас ставка 9,9% годовых. Да, есть валютный риск, но если брать соотношение дороговизны гривневого кредита и риска роста стоимости кредита в валюте, получаются приблизительно одинаковые условия», – комментирует Анастасия Стеклова, директор по продажам Porsche Finance Group. Говоря о стоимости займов, банкиры отметили, что по долгосрочным кредитам (5–7 лет) вполне вероятно повсеместное внедрение банками плавающих ставок, привязанных к индексу ставок по депозитам физлиц (публикуется регулярно на сайте НБУ).

Обсуждая вопрос взаимоотношений банка и клиента, эксперты обратили внимание на необходимость предоставления полной информации потенциальному заемщику обо всех платежах по кредиту – чтобы тот принимал осознанное решение. «Мы рекомендуем клиентам ознакомиться с договорами. Во время консультирования клиента всегда идет ознакомление, ему предоставляются таблицы с графиком платежей, а потом в дополнении к договору клиент расписывается под такой таблицей», – рассказал директор департамента розничных сегментов Правэкс-Банка Олег Заяц. «Важно, чтобы клиент понимал, сколько он будет платить. Кроме того, у клиента должен быть выбор, как по банкам, так и по страховым компаниям», – уверен Василий Дужак, директор департамента организации и развития продаж СГ «PZU Украина».

Перспективы развития автокредитования, а с ним и автопродаж, связаны не только со снижением ставок по автокредитам и упрощением требований к заемщикам, но и с развитием субсидированных автопроизводителями кредитных программ. Сегодня эти финансовые программы продвигают такие бренды как Hyundai, Citroen, Chevrolet, Renault, Nissan. «У нас субсидированная ставка. И прогнозы очень оптимистичные – 20-процентный рост выдачи кредитов, по сравнению с нынешними результатами. По Renault 25% авто продаются в кредит по нашей программе. То есть, около 400 кредитов в месяц мы выдаем по двум брендам (Renault и Nissan). Подобные кредитные программы – это будущее клиентов автокредитования, и в 2013 году объемы выдачи существенно вырастут», –  уверен Михаил Коробков, коммерческий директор RCI Financial Services Ukraine. А вот стоимость иномарок в 2013 году почти не изменится. «Цены если и вырастут, то не более чем на 5%. При этом подорожают скорее новые модели, где производители используют более дорогие технологии и материалы», – считает Ярослав Вовк.

 

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко

 

В 2012 году будет рост автопродаж, ведь в конце года активизируются традиционно корпоративные продажи. Что будет в 2013 году, зависит от финансовой емкости рынка, иными словами, на какую сумму в год люди могут купить автомобили. Если нам не удастся отстоять спецпошлину, или сбор на утилизацию все-таки введут, или будет введен налог на роскошь, и автомобили станут дороже, тогда их будет продано меньше. Возможно, по итогам 2012 года количество проданных авто вырастет на 10-15% по сравнению с 2011 годом. Я прогнозирую, что мы выйдем на «нулевой вариант» по сбору на утилизацию, а потом спецрасследование канет в лету или будет официально закрыто. Ведь если Украина введет спецпошлину против России, то можно ожидать ответных санкций. В России в год производится 1 млн. 800 авто, и в Украину импортируется чуть более 1% российских машин. А у нас 40% украинских машин экспортируется в Россию. Я считаю, что спецпошлин не будет.

Максим Мироненко, руководитель департамента развития продуктов розничного бизнеса ПУМБ

По нашей информации, ежемесячно выдаются кредиты на покупку 3700–3800 авто. То есть  продажи есть. Кредитные ставки в августе еще не отразили реального повышения ставок по депозитам: стоимость автокредитов растет, однако более низкими темпами, чем цена депозитов. Это говорит о том, что банки сократили свою маржу, чтобы не останавливать кредитование. Мы наблюдаем ситуацию, когда нет направленного тренда к росту или снижению ставок, а значит, мы идем к плавающим ставкам. Особенно это актуально для долгосрочного кредитования – на 5–7 лет. Этой осенью и в следующем году станут актуальными партнерские программы банков с дилерами, автосалонами и страховыми компаниями.  Финансировать часть сделки может как импортер, так и дилер. Например, если автосалон хочет простимулировать продажи, он тоже может пожертвовать частью своей маржи. Банки очень заинтересованы в совместных программах с производителями и импортерами.

Олег Заяц, директор департамента розничных сегментов Правэкс-Банка

Должны быть специальные программы кредитования без страховки и залога. В следующем году мы ожидаем расширения предложений по таким программам. Депозиты физлиц остаются для банков основным ресурсом для кредитования, однако сегодня люди боятся размещать вклады на длинные сроки, все в ожидании, что произойдет в связи с выборами. По автокредитам мы начинали год с незначительных продаж, а потом дошли до 18–19% – такова ежемесячная доля кредитных продаж в продажах автомобилей, хотя по некоторым брендам – больше. Что нас ждет? По номинальным ставкам может быть незначительный рост, и это спровоцирует расширение совместных с партнерами банковских кредитных предложений, где номинальная ставка и ставка комиссии будут спрятаны. Однако значительных изменений до конца 2012 года я не предвижу.

Деньги