Биографическая справка: Петер Оберауер
В 1992 году окончил спец. курс по подготовке профессионалов экспортной торговли в Венском Университете Экономики. Позже получил диплом АССА по финансовому менеджменту.
С 1996 по 2006 год работал на разных должностях в группе “Райффайзен” в Вене и Москве.
В 2006 году прибыл в Украину чтобы возглавить компанию “Райффайзен Лизинг Аваль”
В 2009 году занял первое место в рейтинге “Личность года”, который проводила Ассоциация лизингодателей Украины
Г-н Оберауер, во всех рейтингах лизинговых компаний, составляемых МФК и Ассоциацией лизингодателей, Ваша компания занимает первые места. Как Вашей компании удается добиваться таких высоких результатов, т.е. в чем преимущества Вашей компании?
Во-первых, это связано с тем, что для международной группы Райффайзен рынки СНГ – «домашние» рынки. Райффайзен – самый крупный западный банк, который действует на территории России, Белоруссии и Украины, и поэтому, если он занимает первые места в рейтингах, то группа считает своим долгом и лизинговый бизнес держать в первых рядах. Поэтому группа вошла на рынок высокими темпами, и все наши ресурсы были направлены на то, чтобы занять сегодняшнюю позицию.
Кроме того, преимуществами нашей компании я вижу ориентацию на клиента и его потребности, а также высокий уровень сервиса. Об Украине можно сказать много хорошего, кроме того, что в этой стране распространена высокая сервисная культура.
Мы, как иностранное предприятие, предлагаем продукты, соответствующие лучшим международным стандартам и адаптированные к украинским реалиям, а также предоставляем высокий уровень сервиса, в который входят оперативность и качество обслуживания.
Вы заняли 1 место в проведенном Ассоциацией лизингодателей «Рейтинге менеджеров лизингового рынка». Каковы составляющие Вашего личного успеха?
Для меня присвоение такой награды стало неожиданным, так как я считаю, что все руководители крупных лизинговых компаний заслужили первое место в таком рейтинге, все они успешно ведут дела в крайне сложных условиях. Но если смотреть на нашу компанию, то она действительно является лидером, причем не только по размеру портфеля, но и по многим другим показателям.
Основа успеха – это всегда команда, и мы очень гордимся нашими кадрами. Любой руководитель никто, если вокруг него нет группы людей, приверженных ценностям компании и ориентированных на те же результаты, что и глава компании.
Каковы преимущества и недостатки лизингового рынка в нашей стране? Какие элементы европейского опыта, на Ваш взгляд, необходимо применить в Украине?
Лизинговый рынок действительно переживает сегодня непростые времена. Это связано в первую очередь с глубокой рецессией в Украине в прошлом году. Сокращение ВВП на 15% всегда очень отрицательно сказывается на качестве лизингового портфеля и объемах нового бизнеса в любой стране. Украина – не исключение, причем эта страна пострадала больше, чем любое другое государство Европы.
При этом многим клиентам сегодня комфортнее иметь лизинговые отношения, чем банковские. Дело в том, что лизингодатели имеют целый ряд инструментов для реструктуризации задолженности. Если, к примеру, наш клиент может доказать, что он временно не в состоянии платить, мы консервируем имущество, берем его на хранение, лизинговые платежи за время консервации не начисляются, а когда у клиента восстанавливается платежеспособность – мы возвращаем ему объект лизинга.
Сегодня лизинг – едва ли не единственный способ для предпринимателей получить заемные средства на финансирование инвестиций в основные фонды. Банки долгосрочные кредиты почти не дают, а если и дают, то только в национальной валюте, что очень дорого для предприятия. В то же время, лизинговые компании, которые не регулируются Национальным Банком, по-прежнему имеют возможность предоставлять долгосрочное финансирование на весьма выгодных условиях, в том числе в иностранной валюте.
Известный факт – уровень проникновения лизинга на украинский рынок является значительно ниже среднеевропейского. Какие меры нужно предпринять, чтобы этот уровень поднять до европейского стандарта?
По этому вопросу ответ однозначен. Необходимо привести в порядок законодательство, которое сейчас ставит лизинговый рынок в проигрышное положение по отношению к банкам. Это касается норм гражданского права, налогового законодательства и даже уголовного права, потому что на сегодняшний день крайне сложно привлечь недобросовестного клиента к уголовной ответственности. Когда изменения, о которых мы в Ассоциации лизингодателей давно говорим, будут внедрены, рынок однозначно начнет развиваться, произойдет приток инвестиций, в том числе иностранных, и уровень проникновения вырастет до естественного уровня, которым я считаю 25-30%.
Работает ли Ваша компания с новыми клиентами? Если да, то как Вам удается минимизировать риски, возникающие в такой ситуации? Появилось ли среди Ваших клиентов больше физических лиц или вы отдаете предпочтения юридическим лицам?
Финансирование от Райффайзен Лизинг Аваль никогда не прекращалось. Мы всегда помогали нашим клиентам, однако спрос от лизингополучателей в последнее время был ограничен. Мы только начинаем ощущать признаки некоторого оживления, но они пока очень слабые.
Естественно, возросли наши требования к заемщикам. Основной инструмент управления рисками, который мы используем – это увеличение авансового платежа, который в среднем вырос с 20 до 30%. Кроме того, к лизинговым отношениям все чаще подключаются поставщики оборудования, которые, как правило, подписывают с нами договора обратного выкупа, чтобы выкупить у нас оборудование в случае необслуживания долга заемщиком. Также возросло значение проверки клиента и его окружения на элементы потенциального мошенничества. На данный момент проверка лизингополучателя на предмет его добросовестности не менее важна, чем традиционный финансовый анализ.
Наша компания по-прежнему ориентирована на юридических лиц. Пока что стратегического решения осваивать сегмент физических лиц нет, но это не исключается на будущее. Есть много оснований полагать, что лизинговым компаниям есть смысл работать на рынке физических лиц. Что касается Райффайзен Лизинг Аваль, то мы пока что будем сосредотачиваться на юридических лицах.
В прошлом году Ваша компания сообщила о новом лизинговом направлении – лизинге недвижимости. Почему Вы предлагаете такой продукт, и каким Вы видите будущее такого направления? Какие продукты нам следует ожидать в будущем?
Действительно, еще 2 года назад мы готовились к вступлению в сегмент лизинга недвижимости. Однако это намерение совпало с началом экономического кризиса в Украине, и наши планы были заморожены. Безусловно, мы продолжим работу в этом направлении, но пока что трудно сказать, когда именно это произойдет. Сначала необходимо наладить продажу наших основных продуктов – лизинга транспортных средств, техники и оборудования. Если эти сегменты вернутся в нормальное состояние, мы однозначно будем рассматривать лизинг недвижимости.
Учитывая наличие крупной материнской группы за Вашей спиной, присущ ли Вам дефицит финансовых ресурсов, свойственный сегодня другим компаниям на рынке? Каковы Ваши приоритеты в освоении полученных средств?
Для нас этот вопрос решен, и всегда был решен. Ставя перед нами высокие цели, группа должна предоставлять финансирование для нового бизнеса, что она и делает.
Компании, которые не имеют материнских компаний, испытывают гораздо большие трудности. Им непросто выживать в принципе, а тем более привлекать новые средства. Хотя в нашем случае финансирование обеспечивает группа, мы также проводили крупный выпуск гривневых облигаций, которые были достаточно хорошо восприняты рынком. Наше имя и наша репутация, а также наш рейтинг (рейтинговое агентство Moody’s присвоило компании Райффайзен Лизинг Аваль рейтинг АА-) позволяют нам выходить на этот рынок и привлекать финансирование в национальной валюте вне группы.
Если Вы можете раскрыть подобную информацию, то каковы кратко- и долгосрочные планы Вашей компании на украинском рынке? Какой объем финансирования Вы планируете в 2010 году?
В этом году мы ожидаем объем финансирования на уровне 2009 года, пока что явного улучшения ситуации мы не видим. Улучшение спроса и возвращение финансирования на уровень хотя бы 2007 года может быть достигнуто как минимум в следующем году.
Стратегически наши планы не изменились, группа стремится занимать такие же позиции, однако акцент будет смещен еще больше от количества и размера бизнеса к качеству. Я имею ввиду снижение рисков и оптимизацию доходов.
Каков Ваш оптимистичный и пессимистичный прогноз дальнейшего развития рынка? Можно ли утверждать, что рынок выходит из рецессии?
Из рецессии рынок уже вышел, сегодня мы видим экономический рост, но пока что это мало о чем говорит, так как это рост по отношению к очень низким показателям 2009 года. Скажем так, на меньшей базе проще расти.
Для того, чтобы рынок лизинга развивался, экономика должна расти как минимум на 5% в год, особенно в стране с очень недоразвитой инфраструктурой. Ситуация сегодня слишком нестабильна, рост очень слабый, и очередной виток мирового кризиса не исключен. Если он произойдет, то это коснется и Украины, поэтому я воздержусь от прогнозов.
Г-н Оберауер, Вы являетесь членом совета директоров Ассоциации лизингодателей и Ваша компания – одна из наиболее активных членов Ассоциации. Какие направления деятельности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в сегодняшней ситуации и какие направления деятельности Ассоциации сегодня необходимо развивать?
Я думаю, все согласятся с тем, что работа над улучшением законодательства – основная задача Ассоциации, которую она достаточно успешно выполняет.
На втором месте для меня – пиар-деятельность Ассоциации, в которую входит работа над статистикой рынка, а также повышение осведомленности о лизинге в стране путем публикации статей в СМИ, проведением ежегодных конференций и т.д. В нынешней ситуации законодательству нужно уделить больше внимания, однако когда рынок будет развиваться – мы будем активнее работать в направлении маркетинговой деятельности.
Беседу провел Дмитрий Александров,
PR-менеджер Ассоциации лизингодателей