НВ продолжает цикл статей о лизинге – еще не привычном для украинцев понятии, за которым стоит удобный и выгодный финансовый инструмент.
Чаще всего он ассоциируется с ведением бизнеса, однако его преимущества несложно использовать каждому из нас, обычному клиенту. Тем более, рынок этих услуг в Украине уверенно растет.
Если вы вдруг забыли, лизинг – это такой финансовый сервис, который одновременно и похож, и не похож на кредит. Особенности и отличия разных видов лизинга подробно разобраны в предыдущих материалах проекта. Напомним вкратце, в чем суть. Есть клиент, хочет получить некое оборудование или технику, он же лизингополучатель. Есть компания, которая предоставляет такие услуги, она же лизингодатель. Последняя приобретает по выбору получателя товар и передает ему его в пользование за оговоренную сумму и на определенный срок. Когда договор закончится, техника либо вернется к лизингодателю, либо перейдет в собственность клиента. Выигрывают все: и пользователь с нужным оборудованием с меньшими затратами, и лизинговая компания с полученными процентами.
Рассмотрим эту услугу на примере лизинга автомобиля. Тем более что этот рынок в Украине ожил и стремительно растет. Продажи новых легковых автомобилей в Украине, по данным Ассоциации автопроизводителей Укравтопром, за два первых месяца 2017 года продано 9678 машин, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В чем заключается лизинг авто
На Западе лизинг автомобилей давно стал удобным способом их приобретения – так получают почти каждую третью новую машину. В Украине этот показатель в десятки раз меньше.
Если сказать совсем просто, лизинг автомобиля – это его аренда с последующим выкупом. Арендо- или лизингодатель зарабатывает на том, что машину в его собственности используют другие. В случае с автомобилем аренда обойдется дороже, но в целом потребует меньше затрат: в отличие от лизинга, в ней не требуется первоначальный взнос. Поэтому аренда выгодна для краткосрочного пользования, когда клиенту не придется заботиться о страховках, техосмотре, зимней или летней резине или же ином сервисе.
При лизинге автомобиля клиент сам выбирает марку и дилера желаемой машины и заключает договор с лизинговой компанией, где среди прочего прописан срок его действия, первоначальный платеж и условия выплаты. Формально автомобиль становится собственностью лизингодателя, поэтому все хлопоты о документации на автомобиль, его регламентном техобслуживании и возможном ремонте ложатся на плечи компании. Учитывая опыт и объемы работ последней, эти стандартные вопросы решаются быстрее и удобнее.
По истечению срока лизингового договора клиент может вернуть автомобиль компании и заключить соглашение на более новую модель. Или же доплатить остаток стоимости авто (если он есть) и получить машину в свою собственность
Для юрлиц лизинг автомобиля имеет и другие преимущества.
При финансовом лизинге, например, бухучет и амортизация машины идет на балансе клиента, тогда как проценты и комиссии по лизингу не подлежат обложению НДС. Лизингополучатель также получает налоговый кредит на сумму цены взятого таким образом автомобиля сразу после начала его использования.
Можно выбрать и оперативный лизинг, если удобнее, чтобы автомобиль был на балансе лизингодателя и всеми вопросами, связанными с амортизацией, занимался последний. Кроме этого при оперативном лизинге лизингополучатель оплачивает один платеж в месяц, который ложится на затраты предприятия, снижая его налогооблагаемую прибыль.
Сколько это стоит
Для примерных подсчетов лизинга автомобиля юридическим лицом возьмем условия украинской компании ОТП Лизинг, одного из лидеров отечественного рынка. Для выбранного автомобиля необходимо будет подготовить не менее 20 процентов его стоимости в качестве аванса, тогда как договор лизинга компания предлагает сроком до пяти лет.
Представим, что мы берем в лизинг новенькую Honda Accord с условной ценой в 800 тысяч гривен на пять лет. Для этого нам нужно будет приготовить аванс минимум в 160 тысяч гривен. Затем есть два варианта погашения. По стандартному сумма ежемесячного платежа будет постоянно уменьшаться. В нашем примере лизинговый платеж упадет с 27 630 гривен в первый месяц до 16 200 гривен – в последний месяц выплат. Поступить можно иначе и разбить всю сумму на равные части (так называемый аннуитет) – по 22 970 гривен ежемесячно.
При стандартном расчете общая сумма выплат составит 1,32 миллиона гривен, при аннуитете – 1,38 миллиона. Так или иначе, это значительно облегчает финансовое бремя для предприятия и сопоставимо с обесцениванием средств от инфляции.
О чем стоит помнить
Помимо внимания к деталям договора, прописыванию сроков и ответственности сторон не стоит забывать еще о некоторых хитростях, которые помогут сэкономить на лизинге.
Во-первых, всегда старайтесь договориться о наименьшей цене на машину – чем меньше она будет стоить, тем меньше будет лизинговый платеж. У лизинговых компаний могут быть соглашения с дилерами, а хорошая сделка, как правило, предлагает стоимость машины ниже обычной розничной.
Оценивать лизинговое соглашение стоит не только по сумме ежемесячного платежа, но и по дополнительным расходам, таким как: постановка на учет, страховка на весь период лизинга, налоги в период эксплуатации. Если договор правильный, все эти затраты должны входить в лизинговые платежи. Также важно уделить внимание отдельным положениям договора, например, насчет возможных штрафов за превышение годового километража, наличие права досрочного погашения или возврата автомобиля и т.д.
Кроме того, в лизинг лучше брать автомобили, которые дольше будут сохранять свою стоимость. Тогда остаточная цена машины после окончания договора будет больше, что выгодно и клиенту, если он сохраняет ее. Если же такая машина вернется компании, она будет выставлять меньшие ежемесячные платежи. Поэтому брать в лизинг авто премиум класса – неплохая идея.
Оставайтесь с нами – в следующем материале “Лизинга от А до Я” мы расскажем о том, как от лизинга может выигрывать не только бизнес, но и обычный покупатель.