Почти мегарегулятор: как в НБУ готовятся к получению новых рынков от Нацкомфинуслуг

Глава управления стратегии и реформирования банковской системы НБУ Михаил Видякин рассказал Delo.UA о том, как регулятор уже сейчас готовится перенимать у Нацкомфинуслуг рынки страхования, лизинга, факторинговые компании, кредитные союзы и другие финансовые организации.

Неделю назад парламент принял в первом чтении законопроект о разделении полномочий Нацкомфинуслуг между НБУ и Комиссией по ценным бумагам. Почти год понадобился народным депутатам, чтобы принять хотя бы за основу документ, обозначенный как срочный. Как признаются в Национальном банке, такой задержки с принятием закона не ожидали, но несмотря на это, в регуляторе уже начали изучать новые рынки, которые рано или поздно отойдут Национальному банку.

Что сейчас Национальный банк делает в рамках подготовки к перениманию части полномочий у Нацкомфинуслуг?


На самом деле Национальный банк начал готовиться к этому еще в прошлом году. В апреле прошлого года мы презентовали правлению НБУ общую концепцию “сплита” (так мы называем проект по разделению функций Нацкомфинуслуг), подготовленную совместно с Нацкомфинуслуг и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. На основе этой концепции готовились 2 законопроекта, которые долго лежали в парламенте непроголосоваными, и наконец-то на прошлой неделе законопроект № 2413а успешно прошел первое чтение.

В прошлом году мы начали с концепции законопроектов, но они предусматривают лишь техническое разделение функций, то есть там нет ничего нового, что внедряется в систему регулирования или надзора. Просто технически распределяются сферы регулирования — страховые, лизинговые, факторинговые компании, кредитные союзы и другие финансовые организации переходят в сферу регулирования НБУ, а пенсионные фонды, администраторы и фонды финансирования строительства переходят под сферу влияния или регулирования Нацкомиссии по ценным бумагам.

Мы думали, что законы будут приняты еще до осени прошлого года, и с осени мы занялись бы передачей функций, собственно налаживанием регуляции процессов внутри Национального банка.

Этого не произошло, но обсуждения продолжались, и мы пришли к решению создать проектную команду по сплиту. С мая в НБУ работает 4 человека, у которых в задачах есть анализ того, что сейчас представляет из себя рынок небанковских финансовых организаций. Это около 2500 компаний с активами на сумму 163 млрд. грн., и только в страховой сфере работает 352 компании.

Приступив к анализу, мы обратились за данными в Нацкомфинуслуг, но оказалось, что у них их не так много, а некоторых данных вообще нет. Потому мы решили наладить прямые отношения с участниками рынка и подготовили письмо, в котором попросили компании и ассоциации дать свое видение регулирования этого рынка, его проблем, попросили поделиться финансовой аналитикой: что из себя представляет сегмент, в котором они работают. Мы провели встречи с более чем 10 ассоциациями и крупными участниками рынка. Они нам показывали свои материалы, например, аналитику страхового рынка, как он развивается, какие схемы на рынке присутствуют, какие проблемы у компаний. Это мы все уже изнутри знаем. Фактически, на первом этапе наращивается экспертиза и знания по рынку.

Теперь мы хотим выйти на правление с собранным материалом, чтобы ознакомить руководство НБУ с тем, что из себя представляет небанковский финансовый рынок в разрезе различных сегментов: страховые и лизинговые компании, кредитные союзы, кредитные организации и другие финансовые компании.

Первый этап уже закончен?


Мы хотели показать наши наработки правлению 30 июня, но не успели, потому что рынок оказался сложнее, чем предполагалось. Кроме того, мы рассчитывали получить статистику по сегментам от Нацкомфинуслуг, но были сложности с ее получением. Поэтому мы пошли длинным путем, работая напрямую с рынком. Хотя в конечном итоге это пошло нам на пользу, потому что мы изнутри узнали небанковский финрынок и его проблемы.

Мы закончим первый этап уже в этом месяце. Второй этап — это анализ международного опыта. Мы планируем в конце второго этапа построить модель будущего регулирования небанковского финрынка. Мы сможем сравнить, что у нас есть сейчас в плане регулирования, и какие практики считаются лучшими в мире. После этого мы предложим нашу модель регулирования и дерегулирования. Такое моделирование планируем провести по каждому сегменту рынка.

Вот это моделирование может занять 2 месяца. А так как затягивается первый этап, то второй мы закончим уже осенью.


Третий этап — внедрение?


Да, завершив первых 2 этапа, мы подойдем к имплементации. Но если законы не примут и до этого момента, то третий этап будет уже не имплементация, а продвижение законов. Мы будем общаться чуть ли не с каждым депутатом, объясняя для чего это нужно, опираясь на международный опыт, располагая аналитическими материалами и готовой моделью, по которой планируем строить работу.

Депутаты, проголосовав за этот закон, должны понимать, что получают “очки или плюсы в свою личную карму” перед избирателями.

Вы общаетесь с НКЦБФР по этому вопросу? Они проводят подготовительную работу?
Мы общались с главой Комиссии и запланировали, что на втором этапе моделирования начнем активно сотрудничать с ними в этом направлении, чтобы учесть специфику взаимосвязи финансовых рынков.

Какие основные проблемы на тех рынках, которые к вам перейдут?
Основная проблема заключается в прозрачности рынка — структурах собственников и моделей работы компаний. Национальному банку предстоит провести в этом направлении ту же работу, что и в банковском секторе. Еще одна проблема связана с надзором и регулированием этого сегмента. Сейчас мы имеем старый тип надзора — это формальный подход учета наличия, когда просто галочки ставят, что отчетность получили. Мы готовы перейти к новому типу надзора — на основе оценки рисков бизнес-моделей компаний и прогнозирования, провести поэтапное оздоровление рынка с учетом международных практик и рекомендаций внешних экспертов.

Еще одной проблемой небанковского финрынка является низкое качество активов и недостаточный уровень стандартов управления ликвидностью и платежеспособностью.

Устаревшее законодательство небанковских финансовых рынков — тоже проблема. И ведь уже подготовлены важные законопроекты, их просто не принимает парламент. Например, проект новой редакции Закона “О страховании”, предусматривающий новые требования к платежеспособности страховщиков, качеству активов, системе управления и раскрытия информации, к владельцам существенного участия и порядку приобретения существенного участия, к системе корпоративного управления страховщика; определение правового статуса актуариев, аудиторов, внедрение реестра страховых посредников и запуск электронного страхования. Документ был принят в первом чтении в марте 2016 года, но второе чтение пока не прошел.

Кроме того, законодательно ограничены полномочия регуляторов. У Нацкомфинуслуг нет полномочий инициировать банкротство компаний, их выход с рынка. Максимум, что они могут сделать — это отнять лицензию у компании или оштрафовать. Они не могут даже приехать на проверку в компанию, потому что существует мораторий на проведение проверок.

Вы будете анализировать бизнес-модели компаний после чистки рынка?
Мы уже их анализируем. Что касается этапа очищения рынка, то до проведения полного анализа всех его сегментов, я не готов говорить о том, как она будет проходить

По вашему анализу, сколько страховых компаний проводят сейчас активную деятельность и каково состояние их активов?
По активам я не могу сказать, но мы видели, что концентрация на рынке довольно высокая. Топ-20 компаний — это порядка 70% этого рынка. При том что их на самом деле 352.

Вы обращаетесь за помощью к международным консультантам?
Есть устное согласие экспертов Мирового банка на то, чтобы поддерживать регуляторов в реализации проекта по “сплиту”.


Какого рода помощь эти эксперты предоставляют?

У нас есть, к примеру, советник из Великобритании. Он делится опытом работы подразделения по надзору над финансовым рынком, входящее в структуру банка Англии. Рассказывает, как удалось наладить взаимодействие этого подразделения с другими функциональными департаментами центробанка.

Мы, например, думаем над тем, как это лучше сделать — одним подразделением или же отдельным блоком с отдельным заместителем главы. Пока не известно, каким образом это будет реализовано, обсуждаются только опции, их плюсы и минусы.

Вы будете привлекать в департаменты, которые будут отвечать за новые рынки специалистов из Нацкомфинуслуг?
Будет открытый конкурс. Любой сотрудник, который приходит в Национальный банк, проходит такой конкурс или процедуру отбора. Если сотрудник профессиональный и докажет свою профпригодность, он будет работать в Национальном банке.

Сколько времени может занять очистка, выявление собственников, если Рада проголосует законы в планируемые вами сроки?
По закону для передачи функций комиссии НБУ нужно полгода, и лишь потом мы только сможем начать что-то делать. Нужно будет не менее полугода на поиск недоработок в законодательстве, которые нам будут мешать в будущем реформировать небанковский финансовый рынок.

На каких принципах будет строиться очистка рынка?
Об этом рано говорить, поскольку сейчас мы находимся на этапе аудита рынка. Для каждого сегмента будет свой подход.

Но как проектный менеджер, я понимаю, что мы можем использовать те же инструменты, которые мы использовали в банковском секторе. Это прозрачность собственности, прозрачность операций. Вот в основном по этим критериям. Вопрос в другом — насколько будет достаточно инструментов у Национального банка, как у нового регулятора, чтобы проводить такую чистку. Чистка — это болезненно как для рынка, так и для регулятора, и для пользователей.

Ассоциации нам говорят, что, возможно, у нас не будет полномочий, но в законодательство можно внести соответствующие изменения, и к моменту очистки, у нас уже даже может появится такой инструментарий.

Автор:Беседовала Валерия Давыдова