По подсчетам экспертов, в США за 1 полугодие 2016 года приобрели рекордное количество новых автомобилей с лизинговым финансированием – вдвое больше, чем за тот же период 5 лет назад. В Европе по итогам 2015 года объемы рынка автолизинга также уверенно выросли, при этом самый быстрый рост демонстрирует сегмент легковых автомобилей. Это говорит о том, что потребители постепенно меняют подход к выбору финансовых инструментов и свое отношение к владению автомобилем.
Мы отмечаем, что за последние 5 лет уровень осведомленности и доверия к лизингу среди украинцев значительно вырос. Например, в 2015 году в портфеле Porsche Finance Group Ukraine договоров лизинга было на 40% больше, чем кредитов. В то же время, в Украине пока рано говорить о развитии «лизинговой культуры» как о наметившемся тренде.
Для юридических лиц как финансовый, так и оперативный лизинг уже стал понятным и удобным инструментом. Познакомившись с лизингом, компании зачастую неоднократно к нему возвращаются, потому что лизинг выгоден для предприятий, которые тщательно планируют свои расходы. При этом ключевым фактором, который влияет на спрос на лизинг среди корпоративных клиентов, является экономическая ситуация и бизнес-климат. В кризисный период – в 2014-2015 гг. – мы наблюдали относительное затишье. В этом году вместе со стабилизацией уже отмечаем оживление интереса к лизингу среди юридических лиц, в частности, к обновлению больших автопарков.
В Украине лизинг стал доступным для физических лиц только 13 лет назад. На сегодня некоторые автолюбители уже попробовали финансовый лизинг, убедились в преимуществах и даже воспользовались повторно. Более того, они популяризируют лизинг среди своих знакомых, рассказывая о своем позитивном опыте. С каждым годом все больше частных лиц серьезно рассматривают возможность лизинга наряду с другими инструментами финансирования и покупкой автомобиля за свои средства. Ведь лизинг имеет ряд существенных преимуществ.
Например, экономия начальных затрат: расходы, связанные со страхованием и регистрацией автомобиля, оплачивает лизинговая компания, а после этого для клиента сумма равномерно распределяется в течение всего срока финансирования. Также лизинговая компания позаботится о его регистрации – не важно, в каком городе клиент покупает автомобиль.
Тем не менее, ряд причин по-прежнему останавливает развитие автолизинга для физических лиц в Украине. Из них самыми весомыми на сегодня являются три фактора: низкий уровень финансовой грамотности, консервативное мышление и законодательство, которое требует усовершенствования.
Недостаточная информированность
Сегодня воспользоваться лизингом готова сравнительно небольшая доля украинцев – «прогрессивная» часть населения. Далеко не все знакомы с преимуществами лизинга и потому, как правило, находятся под влиянием распространенных мифов. К примеру, некоторые люди полагают, что лизинг – это очень дорого. Интересно, что порой мы сталкиваемся и с диаметрально противоположными предубеждениями, что лизинг – это крайне доступный для всех способ менять машины представительского класса каждый месяц без первого взноса.
Корень этих заблуждений один – низкий уровень финансовой грамотности и информированности украинцев. Согласно глобальному исследованию Standard & Poor’s, только 40% взрослых украинцев финансово грамотны. Для сравнения, в США этот показатель составляет 57%, а в Нидерландах – 66%. Потому для лизинговых компаний крайне важно доносить до потенциальных клиентов сущность и преимущества этого финансового инструмента в простой и доступной форме.
Консервативное мышление
Интересно, что в США ключевой группой, движущей развитие лизинга, являются миллениалы (представитель поколения людей, родившихся в конце 80-х — начале 90-х годов, – ред.) – среди них самая большая доля при покупке нового автомобиля выбирает лизинг. Это вполне закономерно, ведь для поколения миллениалов владение машиной (как, собственно, и другими дорогими вещами) практически не представляет ценности. Они предпочитают лизинг и аренду – и получают доступ к товарам самого высокого качества по выгодным условиям, не отягощая себя «бременем» собственника.
В понимании большинства украинцев автомобиль непременно должен находиться в своей собственности. Потому для многих потенциальных клиентов было сложно смириться, что машина регистрируется на лизинговую компанию. Долгое время это оставалось основной причиной, чтобы отказаться даже от финансового лизинга, который предполагает выкуп автомобиля после окончания срока договора.
На Западе среди частных лиц давно пользуется спросом услуга оперативного лизинга, который по сути является долгосрочной арендой без передачи клиенту автомобиля в собственность после окончания договора. Если в Украине финансовый лизинг постепенно набирает популярность среди физических лиц, то к оперативному лизингу пока не подготовлены ни покупатели, ни рынок. Украинцы не готовы прежде всего ментально, но также сейчас нет налоговых и законодательных механизмов, чтобы сделать этот вид финансирования конкурентоспособным. Вероятно, становление и популяризация оперативного лизинга – это уже следующий шаг в развитии украинского авторынка.
Несовершенные правовые рамки
Действующий закон «О финансовом лизинге» был принят в далеком 1997 году, когда в Украине еще не было глубокого понимания всех нюансов этого финансового инструмента. Очевидно, что для эффективного регулирования рынка необходимо более совершенное законодательство, которое учтет актуальную ситуацию. Усугубляет ситуацию практика нотариального заверения договоров лизинга для физических лиц, которая действует с конца 2015 года. Для потребителей это означает значительное увеличение затрат – стоимость заверения достигает до 1% стоимости автомобиля. Это сразу же отобразилось на спросе на лизинг со стороны физических лиц. Например, в 2016 году 77% клиентов Porsche Finance Group сделали выбор в пользу кредита, в основном из соображений экономической целесообразности.
Вместе с тем, у нас появляются поводы для оптимизма. В частности, Нацкомфинуслуг сейчас разрабатывает новую редакцию Закона Украины «О финансовом лизинге», а также работает над изменениями в ряде законодательных актов, регулирующих финансовый лизинг. Кроме того, нас ждут реформы в части регулирования деятельности лизингодателей. Согласно законопроекту, принятому за основу Верховной Радой, функции Нацкомфинуслуг по надзору за лизинговыми компаниями перейдут НБУ. Эта трансформация непременно изменит рынок – надеемся, что это станет еще одним важным шагом к более прозрачным и справедливым правилам игры.
Андреас Целлер, директор Porsche Finance Group Ukraine