Ситуация вокруг реакции на решение Межведомственной Комисии по международной торговле, которым были введены спецпошлины, продолжает накаляться. Как уже сообщал AUTO-Consulting, США, Япония и ЕС раскритиковали решение о введении спецпошлин и начали требовать его отменить и провести новое расследование. О возможных санкциях заговорили и внутри Украины. В частности, ВААИД предупреждает, что ответные меры могут затронуть ряд украинских товаров. Свой прогноз о последствиях введения спецпошлин сделал и известный экономист Владимир Лановой. Однако, в Министерстве экономического развития и торговли еще на следующий день после публикации сообщения о спецпошлинах сообщили, что действуют в рамках норм ВТО.
«Страны ЕС, Япония, Южная Корея могут применить определенные санкции в отношении Украины. Все эти предупреждения, когда более 120 стран подписались под письмом, чтобы Украина не вводила такие таможенные ограничения – это была политическая реакция. Теперь наступила очередь юридически-правовой реакции, о типе которой будут решать, пожалуй, департаменты в ВТО», – заявил Лановой в комментарии Тиждень.ua.
Если будет полное отхождение от обязательств, заключенных странами-партнерами торговли с Украиной, начиная от Новой Зеландии и заканчивая Канадой, то останется ее только исключить», – отмечает он.
По словам Ланового, если у стран-участниц возникают какие-то противоречия, то проблемы решаются в ходе переговоров, за круглыми столами.
«А наша страна решила пойти войной, противоречащей нормам международного права и этике международных отношений. Я думаю, что это не даст разрешения ситуации. Это демонстрация: наши вытащили сабли и начинают ими размахивать перед танками», – считает эксперт.
В то же время, в Ассоциации “Укравтопром” сегодня распространили заявление, что у Евросоюза нет повода для претензий к Украине из-за введения спецпошлин. Министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов официально заявил, что введение спецпошлин на импорт автомобилей соответствует всем нормам Мировой организации торговли.
В 2012 году в Украине было продано импортных автомобилей почти на 3,5 миллиарда евро и автомобильный импорт достиг 90%, отмечают в Ассоциации. То есть – 90% автомобилей на рынке Украины – иностранного производства. Ни одна европейская страна не стала бы молчать, если бы на ее рынке продавалось 90% китайских, корейских, японских или американских автомобилей. В Европе спецрасследования, при падении национального производства в европейских странах, – это обычная и весьма распространённаяпрактика. Пользуясь этим правом, другие страны-члены ВТО уже открыли 32 специальных расследования против Украины.
Европейские страны не хотят, терять рабочие места и сокращать производство. Это нормальное желание. Украина тоже защищает свои рабочие места и хочет сохранить свое автомобильное производство. Чтобы те миллиарды евро, которые зарабатывают на нашем рынке иностранные производители автомобилей, работали не только за границей, но и у нас в стране.
Владимир Лановой: Украина вытащила сабли и машет перед танками ВТО – спецпошлин В 2008 году доля отечественных авто в Украине составляла более 60%. В 2011 году автомобилей украинского производства на нашем рынке было уже 29%, в 2012-м их количество сократилась до 10%. Численность людей занятых только в автомобилестроительной отрасли в докризисный период составляло свыше 39 тысяч человек. В 2011 году их стало уже менее 19 тысяч. При этом, отмечают в «Укравтопроме», надо помнить о том, что одно рабочее место в автомобильной промышленности создает до 10 рабочих мест в смежных с ней отраслях. Поэтому, спецпошлины – это только первый шаг. Защита национального производителя, и не только автопрома, а также других отраслей промышленности, генерирующих рабочие места и добавленную стоимость, находится в интересах нашего государства – считают в “Укравтопроме”.
AUTO-Consulting продолжит следить как будут разворачиваться события. Но очевидно, что основные “сражения” теперь уже переместились за пределы Украины. Но в мировой практике есть и примеры, когда России удается отбиваться от претенций многих стран в рамках ВТО, за тот же утилизационный сбор, который в РФ не захотели отменять или снижать, ни для нас, ни для них.
AUTO-Consulting