Министр экономического развития России Андрей Белоусов заявил, что механизм гарантии утилизации выпускаемых в России машин будет ликвидирован, после чего платить утилизационный сбор придется всем автокомпаниям. По данным Минпромторга, на подготовку соответствующий изменений уйдет минимум полгода. Но зато, этот шаг позволит установить конкуренцию на российском рынке и снять претензии иностранных партнеров. Для Украины – это неожиданный шанс вернуть утраченные позиции для украинского автопрома.
Напомним, что утилизационный сбор начал действовать в России с 1 сентября прошлого года. Платить его должны все производители и импортеры за каждый выпущенный или ввезенный автомобиль (в том числе, физические лица). Однако российские производители освобождаются от уплаты сбора, вместо этого они ставят в ПТС машины отметку о гарантии последующей безопасной утилизации. Какая именно компания может быть освобождена от уплаты сбора, решает Минпромторг на основании соответствия определенным критериям, прописанным в законе об утилизационном сборе. Кроме того, такая компания обязуется создать центры по приему автохлама по всей России и доставку сданных машин к пункту утилизации. Именно тот факт, что российские автопроизводители не платили сбор “живыми” деньгами исказило конкуренцию. В результате чего украинские производители были вынуждены либо уйти с российского рынка, либо платить сбор с собственной маржи.
В настоящее время механизмом гарантии пользуются 186 производителей, работающих на территории России.
На днях министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что этот механизм будет ликвидирован. Делается это для того, чтобы уравнять условия работы для российских и иностранных компаний. Такое обещание дал президент России Владимир Путин на саммите России и ЕС в декабре прошлого года. Евросоюз ранее неоднократно выражал свою озабоченность введением нового сбора в нашей стране, отмечая, что российское правительство выделяет слишком много преференций местным компаниям.
Как сообщают “Ведомости” со ссылкой на замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова, переход на 100-процентную оплату утилизационного сбора может быть осуществлен не ранее чем через шесть месяцев, поскольку нужно будет внести изменения в существующее законодательство.
По данным Минпромторга, сбор приносит в казну ежемесячно 3,5-4 млрд рублей. Аналитик “ВТБ капитала” Владимир Беспалов считает, что после отмены гарантии эта цифра вырастет примерно втрое, так как на импорт приходится около трети продаваемых в России автомобилей. Средства от утилизационного сбора пойдут на создание и поддержку инфраструктуры по утилизации автомобилей в нашей стране. По словам Рахманова, механизм их распределения должен появиться в ближайшее время.
Белоусов добавил, что расходы на уплату сбора, которые понесут автопроизводители, работающие в режиме промсборки (они освобождены от уплаты сейчас), будут компенсированы. Как именно это будет сделано, также прорабатывается в недрах министерства.
Иностранные автопроизводители, которые в настоящее время сбор не уплачивают, считают, что новые правила могут сильно сказаться на ведении бизнеса в России. Renault может сократить инвестиции в рамках проектов на площадках группы “АвтоВАЗ” , ЗиЛа и завода “Автофрамос”, сказал представитель компании. Volkswagen Group Rus отмечает, что поголовное взимание сбора “ощутимо отразится” на рентабельности производства.
Но для украинских автопроизводителей такой принцип может стать настоящим подарком, что позволит им вернутся на российский рынок и снова стать конкурентоспособными на фоне российских аналогов. Правда, такой “подарок” получится сам собой, а не в результате успехов украинской дипломатии.