Почему не растет рынок автокредитования?

По оценкам игроков в сфере автомобильных кредитов, присутствующих в издательстве журнала «Деньги» на заседании круглого стола, за которым обсуждалось «Стимулирование продаж автомобилей в 2013: тенденции, инструменты, решения», (в числе приглашенных были Роман Бунич, директор департамента альтернативных продаж Credit Agricole, Виталий Жихарцев, директор департамента розничного бизнеса «Астра Банк», Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж «Банк Кипр»), в 2012 году доля кредитных продаж автомобилей в общем объеме составила 18-20%. При этом нужно понимать, что это очень примерная статистика, так как после того, как в техпаспортах на транспортное средство перестали указывать факт приобретения в кредит, вести четкий учет практически невозможно. По прогнозам на 2013 год, в лучшем случае, этот показатель сохранится, либо незначительно вырастет. Практически не изменятся и кредитные ставки – в лучшем случае, стоит ожидать снижения на 3-4%.

Что сдерживает развитие института автокредитования? Во-первых, по мнению финансистов, рынок автокредитов – это отображение ситуации и в экономике страны в целом, и на автомобильном рынке в частности. Если нет роста объемов продаж, если нет роста объема ВВП, нет и роста численности кредитов. Существенный спад активности осенью-зимой прошлого года был вызван не в последнюю очередь кампанией по парламентским выборам и связанными с нею тревожными настроениями у населения. С начала 2013 года эксперты отмечают, что влияние этих настроений заметно снизилось, однако все остальные факторы, включая экономический спад страны, продолжают не лучшим образом сказываться на желании и возможностях украинцев тратить средства на автомобили.

Во-вторых, по словам присутствующих за круглым столом финансистов, государство абсолютно не занимается вопросом создания благоприятного климата для развития и роста этого сектора. Есть планы, разговоры и обещания, но реальных предпосылок для положительных тенденций, увы, пока не видно.

Плюс, есть еще один сдерживающий фактор. Фактически на финансовом рынке, в части автомобильного бизнеса, существует серьезное противостояние обычных коммерческих банков, пытающихся найти себе клиента, желающего приобрести авто, и банками, участвующими в партнерских программах с авто-импортерами. Да, есть такие импортеры, которые считают, что вместо траты энных сумм на рекламу лучше пустить эти средства на программы субсидированных кредитов, привлекая покупателя не красивой картинкой на биг-борде, а красивыми условия приобретения авто. И очень часто, в итоге, покупатель выбирает даже не столько марку автомобиля, сколько кредитную программу. Но обратная сторона этой медали в том, что импортеры принудительно привязывают продажи своих брендов к одному банку. Таким образом, клиенту предлагают хорошие условия, но, увы, это предложение всего одно – у тех, кто хотел бы стать обладателем автомобилей ряда серьезных брендов фактически нет выбора по финансовому партнеру.

К слову, в разрезе перспектив развития рынка автокредитования специалисты отмечают очень серьезный потенциал у продаж в лизинг. Только за 2012 года объемы лизинговых программ выросли по предварительным оценкам на 30%. Однако их вклад в общую картину составляет всего 5%. При чем, судя по всему, для физических лиц лизинг вряд ли станет привлекательным – главным образом из-за того, что автомобиль, приобретенный в лизинг, не переходит сразу в собственность, что многих пугает и отталкивает.

Автоцентр