Украинские лизинговые компании в связи со слабым развитием внутреннего рынка операций долгосрочной аренды с правом выкупа предложили регулятору упростить иностранным компаниям оказание услуг международного лизинга. Сейчас в Украине такие операции единичны, поскольку их проведение фактически блокируется сложным валютным и налоговым законодательством. Регулятор готов изучить предложение, но только если сможет влиять на новых игроков украинского рынка.
Ассоциация “Украинское объединение лизингодателей” вчера предложила регулятору внедрить международный лизинг в Украине. Операцию лизинга считают международной, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. “Рынок лизинга в Украине пока еще очень маленький, поэтому мы будем продвигать любую инициативу, которая будет способствовать его развитию”,— объяснила директор ассоциации Марина Масич. По информации Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, за девять месяцев 2012 года участники рынка заключили 8,5 тыс. договоров финансового лизинга на сумму около 13 млрд грн. Суммарная стоимость всех действующих договоров достигла 44,1 млрд грн.
Сейчас в Украине совершаются единичные сделки с иностранными лизинговыми компаниями. “Но обе стороны договора сталкиваются со сложностями, которые уменьшают интерес к работе в нашей стране”,— отмечает руководитель юридического департамента ассоциации Татьяна Федорова. По ее словам, деятельность лизинговой компании-нерезидента может быть расценена как оказание услуг финансового лизинга без соответствующей регистрации в Нацкомфинуслуг. Кроме того, отсутствие в законодательстве определения международного лизинга не позволяет урегулировать его налогообложение.
Проблемы возникают не только у лизингодателей, но и у лизингополучателей. Для оплаты услуг в иностранной валюте им необходимо получать индивидуальную валютную лицензию. “Помимо этого, могут возникнуть сложности относительно взятия на учет транспортных средств лизинговой компанией-нерезидентом, снятия с учета, возврата предмета лизинга. Непонятно и то, как лизингодатель будет отслеживать состояние своего имущества”,— говорит директор по продажам одной из лизинговых компаний. По словам Татьяны Федоровой, изменить надо будет закон о финансовом лизинге, Налоговый, Хозяйственный и Гражданский кодексы, а также регламент таможенного оформления ввозимых в Украину объектов финансового лизинга, госрегистрации, перерегистрации и снятия с учета транспортных средств.
Услуга международного лизинга может быть интересна узкому кругу потребителей. “Например, западным лизинговым компаниям, которые пока не видят смысла открывать бизнес в Украине”,— говорит экс-глава совета директоров компании “Евролизинг” Роман Иваненко. Объемы рынка могут вырасти в несколько раз, поскольку чаще всего в международный лизинг берутся транспортные средства и оборудование авиакомпаниями. В Украине основными потребителями лизинговых услуг являются транспортные компании — 60% общей стоимости договоров лизинга. Активно закупают технику аграрные компании (19%), строительные компании и компании сферы услуг (по 5%). “В авиации были случаи, когда компании брали в лизинг транспортные средства напрямую у иностранных компаний, есть ряд вопросов, при решении которых работа на этом рынке может быть значительно упрощена”,— считает независимый эксперт Александр Ланецкий.
Глава Нацкомфинуслуг Андрей Стасевский с осторожностью относится к такой инициативе. “Мы защищаем интересы потребителей. Если компания не будет зарегистрирована в Украине и не будет отчитываться перед нами, то как мы сможем контролировать ее работу?” — сказал “Ъ” господин Стасевский. То есть работать напрямую лизинговым компаниям разрешат только в том случае, если регулятор будет иметь рычаги воздействия на них.
Виктория Руденко