Похоже, что украинцам не избежать появления еще одного налога на автомобили. Автомобильное противостояние между Украиной и Россией активизировало процессы изменения законодательства. Не смотря на то, что Правительство ввело утилизационный сбор на автомобили из России постановлением №843 от 3.09, в Верховной Раде появился законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств” № 11260 в котором устанавливается уже не просто сбор, а целый утилизационный налог с соответствующими изменениями в Налоговый Кодекс. Что это за новый налог и сколько придется платить, разбирался AUTO-Consulting.
Физические и юридические лица, импортирующие автотранспортные средства (ТС) в Украину, а также производители ТС должны уплачивать экологический налог за их утилизацию в соответствии с утвержденными суммами, за исключением производителей, выпускающих ТС по циклу “сварка-окраска-сборка”, которые могут ограничиться законодательно оформленными обязательствами обеспечить такую утилизацию в дальнейшем.
Согласно законопроекту № 11260 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств”, текст которого обнародован в понедельник, размер экологического налога с конкретного ТС высчитывается исходя из установленных базовых ставок и коэффициентов для каждого вида ТС, объема двигателя, года выпуска, массы и других характеристик.
Согласно законопроекту, базовые ставки налогов за утилизацию легковых автомобилей предлагается установить в размере 5,5 тыс. грн, на остальные ТС (автобусы, грузовые, грузопассажирские автомобили или спецавтомобили) – 38 тыс. грн.
С учетом предлагаемых величин коэффициентов для новых легковых авто с объемом двигателя до 1 тыс. куб. см (коэффициент 0,86) сумма налога составит 4,73 тыс. грн, от 1 тыс. до 2 тыс. куб. см – 7,34 тыс. грн (коэффициент 1,34), от 2 тыс. до 3 тыс. куб. см – 14,08 тыс. грн (2,56).
Для легковых автомобилей от 3 тыс. до 3,500 тыс. куб. см сумма возрастет до 19,1 тыс. грн (3,47), свыше 3,500 тыс. куб. см – 30,25 тыс. грн (5,5).
Для бывших в употреблении автомобилей размер коэффициента (и, соответственно, сумма сбора) увеличивается в 6,2-6,3 раза для автомобилей с объемом двигателя до 3 тыс. куб. см, в 8,2 раза – для автомобилей с двигателем от 3 тыс. тыс. куб. см до 3,500 тыс. куб. см, в 6,3 раза – с двигателем более 3,500 тыс. куб.см.
При этом законопроектом не устанавливается градация автомобилей “по возрасту” для уплаты налога, а определено: бывшими в употреблении считаются автомобили, на которые уполномоченными госорганами (в том числе иностранными) выданы регистрационные документы на право их эксплуатации.
Таким образом, суммы сбора за утилизацию легковых автомобилей практически соответствуют установленным ранее постановлением Кабмина суммам утилизационного сбора за ввоз авто из России.
В то же время, согласно также обнародованным в понедельник законопроектам об утилизации снятых с эксплуатации ТС и о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, сумма сбора на новые автобусы с учетом коэффициента 0,6 составит 22,8 тыс. грн для автобусов с объемом двигателя до 2,5 л; 45,6 тыс. грн с двигателем от 2,5 л до 5 л (коэффициент 1,2), 60,8 тыс. грн с двигателем от 5 л до 10 л (1,6) и 76 тыс. грн с объемом двигателя более 10 л (2,0).
Для подержанных автобусов размер коэффициента возрастает в 1,7-2,8 раза, при этом максимально (в 2,8 раза) – для автобусов с двигателем от 5 л до 10 л.
На новые грузопассажирские и грузовые автомобили к базовой ставке установлены коэффициенты от 0,5 (полной массой не более 2,5 тонн) до 2,9 (полной массой от 20 до 50 тонн). На подержанные ТС коэффициенты возрастают от 1,56 раза (для авто полной массой от 2,5 до 3,5 тонн) до 6,8 раза для авто полной массой от 12 до 20 тонн.
Для таких авто полной массой от 20 до 50 тонн коэффициент (и сумма налога) возрастает в 4,1 раза.
При ввозе таких автомобилей полной массой свыше 50 тонн и внесенных в таможенный режим временного ввоза, применяется коэффициент 0,25 (за исключением ТС, зарегистрированных в странах, где на дату их ввоза в Украину не введен экологический сбор).
На специальные транспортные средства (кроме автобетоносмесителей) предлагается установить коэффициент 1 и 10 – для подержанных, соответственно 3 и 13 – для бетоносмесителей.
Отдельные коэффициенты устанавливаются на самосвалы для условий бездорожья – 13,6 на авто полной массой от 50 до 80 тонн (сумма сбора – 518,8 тыс. грн), 25 – от 80 до 350 тонн (950 тыс. грн) и 37 – более 350 тонн (1406 грн). Для подержанных этот коэффициент возрастает соответственно в 2,3 раза, на 28% и 8%.
От уплаты налога, помимо производителей, взявших обязательства по утилизации ТС, освобождаются, в частности, лица, ввозящие ТС, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям; нерезиденты, временно ввозящие авто, а также авто старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок.
Законопроект устанавливает определенные требования для производителей автомобилей в Украине: они обязаны ограничивать использование опасных веществ, в том числе с целью упрощения их утилизации, а также использовать в производстве материалы, поступающие от утилизации ТС.
Кроме того, материалы и элементы производимых ТС (кроме весов для взвешивания колес, угольных щеток для электродвигателей и тормозных колодок) не должны содержать свинец и его соединения, ртуть, соединения кадмия и шестивалентного хрома.
Право на утилизацию ТС имеют лица, зарегистрированные и получившие разрешение на обращение с отходами, которые содержат пункты приема и разбора снятых с эксплуатации ТС.
Критерии и порядок признания ТС подлежащими снятию с эксплуатации утверждаются Кабинетом министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти.
Как сообщалось, с 1 сентября 2012 года в РФ вступил в силу закон об утилизационном сборе на отдельные виды колесных транспортных средств, ввозимых либо произведенных в РФ. При этом лица, которые производят автомобили на самой территории России, также могут ограничиться гарантиями утилизации авто.
В свою очередь, Кабинет министров Украины 12 сентября обнародовал постановление о введении утилизационного сбора на российские автомобили и автобусы, предельные ставки которого практически адекватны введенным с 1 сентября в РФ.
Как отмечали юристы, введение утилизационного сбора на автомобили является нарушением национального режима – одного из основополагающих принципов Всемирной торговой организации (ВТО).
Украина рассчитывала на достижение договоренности о взаимной отмене такого сбора на заседании глав правительств СНГ в Ялте, однако в настоящее время, по словам премьер-министра Николая Азарова, Киев и Москва продолжают переговоры по этому вопросу.
Законопроекты №11259 и 11260 внесены в Верховную Раду народными депутатами Ярославом Сухим (фракция Партии регионов) и Валерием Крайним (“БЮТ-Батькивщина”) 28 сентября, 1 октября переданы на рассмотрение в комитеты.
Против введения утилизационного сбора выступают украинские автоимпортеры, которые прогнозируют возможные последствия в виде санкций ЕС.
В то же время введение налога на утилизацию полностью поддерживают автопроизводители. Отметим, что речь пока идет только о законопроектах, которые еще предстоит рассмотреть Верховной Раде, но тенденция уже понятна.