На машине из будущего

Игорь КОСТИН

В стране набирает популярность лизинг, а проще говоря — долгосрочная аренда имущества с последующим правом его выкупа. И если в этом году прирост состоялся благодаря крупным сделкам с корпоративными клиентами, то в 2013-м многие игроки рынка обещают значительно расширить работу с розницей — физическими лицами.

Слева направо: Йозеф Граф («Порше Лизинг Украина»),
Хайм Капельников («АVIS Украина»), Людмила Золотарева («VAB Лизинг») и
Андрей Павлушин («ОТП Лизинг»)

Об этом шла речь 11 ноября на «круглом столе» «Финансирование экономики Украины лизинговыми компаниями в 2013 г.: возможности и угрозы», организованном Украинским объединением лизингодателей. В мероприятии приняли участие руководители семи крупных лизинговых компаний. Этот год стал для них удачным — все топ-менеджеры отметили прирост объемов продаж своих компаний от 25% до 60% в разных сегментах. «Чем тяжелее банкам, тем проще лизингу», — пошутил главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Так, стоимость заключенных сделок выросла с 4,97 млрд. грн. в 2010 г. до 11,33 млрд. грн. в 2011-м.

Емкость европейского рынка лизинга составляет 119 млрд. евро, сегодняшнего украинского — $240 млн. Следовательно, до хотя бы относительного насыщения нам еще очень далеко. В 2011 г. рынок вырос на 10%, а в первом полугодии 2012-го — еще на 18%.

Прогноз на следующий год умеренно оптимистический. Лизингодатели озвучивают свои планы с оговоркой на колебания курса национальной валюты. «Если девальвация гривни не превысит 10%, — сказал генеральный директор «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин, — мы нарастим свой портфель с 1,1 млрд. грн. в 2012 г. до 1,7—1,8 млрд. грн.». Вторит ему и генеральный директор «Райффайзен Лизинг Аваль» Михал Спихальски: «Если случится обвал гривни, стратегия нашей компании будет пересмотрена».

Впрочем, г-н Шапран успокоил присутствующих, заверив: «Слишком сильных отраслевых рисков у лизингодателей нет. С 90%-ной вероятностью власть будет держать курс доллара в коридоре 8—9 грн.». На это рассчитывают и предприниматели. Так, генеральный директор Украинского лизингового фонда Кшиштоф Ян Флорчак говорит: «Наш бизнес-план на следующий год ориентирован на то, что доллар не будет дороже 9 грн.». А генеральный директор «VAB Лизинг» Людмила Золотарева отмечает, что девальвации бояться не стоит: «Как только курс вырос и остановился, спрос на лизинг восстанавливается».

Среди прочих негативов рынка исполнительный директор «Илта Лизинг» Александр Кощеев назвал «упаднические настроения предпринимателей». А генеральный директор «Порше Лизинг Украина» Йозеф Граф, видимо, так и не привыкший к специфике нашей бизнес-среды, отметил «высокий уровень коррупции, несовершенство судебной системы и огромный теневой сектор экономики».

Рост сектора лизинговых услуг участники рынка связывали в основном с крупными сделками по железнодорожным вагонам, сельскохозяйственной технике и автомобилям для крупных корпоративных клиентов. Впрочем, по словам генерального директора «АVIS Украина» Хайма Капельникова, «в следующем году на украинском рынке не ожидается появления новых международных компаний. Поэтому корпоративная клиентская база останется прежней и конкурентная борьба вокруг нее лишь обострится». В этой связи многие лизингодатели будут активно развивать работу с физлицами. «В розничном сегменте предложим новый для Украины продукт — оперативный лизинг», — делится планами г-н Капельников. (Оперативный лизинг — срок договора существенно короче времени полезного использования объекта лизинга.)

Ожидается, что по итогам 2012 г. продажи на рынке лизинга автомобилей вырастут на 50%. Положительная динамика сохранится и в следующем году. Кроме собственно авто, компании предоставляют корпоративным клиентам полное сервисное обслуживание. От физлиц же, как правило, не требуют справку о доходах. Авансовый платеж колеблется в пределах 20%, а срок лизинга возможен до 7 лет. «Стратегия нашей компании, — поясняет Людмила Золотарева, — простые и быстрые сделки. Оформить лизинг можно за два часа непосредственно в автосалоне. При этом аванс включает и оформление регистрации, и прохождение ТО, и страхование».

Например, на фоне снижения объемов автокредитования коммерческими банками Porsche Finance Group активно финансирует приобретение автомобилей. Так, за первые три квартала 2012 г. почти из 16 тыс. машин Volkswagen, Audi и Porsche, реализуемых компанией «Порше Украина», более 25% куплено за счет финансирования на условиях лизинга или кредитования.

По словам председателя совета директоров Ассоциации лизингодателей Романа Иваненко, «в Европе проникновение лизинга на авторынок составляет 20—30% (в Англии — 60%), у нас пока не более 4%». Йозеф Граф говорит, что в Австрии он сам пользуется автомобилем, взятым в лизинг. «Это позволяет мне менять машину ежегодно», — делится секретом генеральный директор «Порше Лизинг Украина».

Еще один перспективный сегмент для лизинга — ЖКХ. Емкость этого рынка оценивается экспертами как минимум в $15 млрд. Тем не менее лизингодатели пока опасаются работать с такими клиентами. «Четко не определена идентификация лизингодателя», — поясняет Андрей Павлушин. Если перевести это предложение с языка дипломатии на русский, компании не хотят связываться с нашими жэками и ОСМД. Глядя на заваленные снегом улицы Киева, подумалось: «Зря».

Прогноз отечественного рынка лизинга на 2013 г. умеренно оптимистический.

2000