Можно ли сэкономить деньги и время, передав управление автопарком на аутсорсинг

В Украине растет число компаний, готовых взять опеку над чужими автопарками. Одними из последних флит-сервис (от анг. fleet service — обслуживание автопарка) внедрили в ФГ «Порше». За фиксированную месячную плату компания, предоставляющая услуги флит-менеджмента, готова заправлять машины, решать вопросы техосмотра и ремонта, а также проблемы с ГАИ и страховщиками. Взяв на себя подобные обязанности, «автоуправленцы» обещают сэкономить клиентам не только время, но и деньги. «Статус» решил выяснить, так ли это.

Отдам авто в хорошие руки

Флит-сервис преимущественно востребован среди корпоративных клиентов, которые пользуются услугами оперативного лизинга. Однако получать флит-услуги можно и в случае приобретения машины за наличные. Большинство провайдеров данного сервиса — лизинговые компании. Обычно они позволяют клиентам выбирать функции по управлению автопарком, которые те хотели бы отдать на аутсорсинг. «Управление автопарком предусматривает работу с СТО, заключение договоров, организацию ТО и ремонтов, администрирование топливных карточек и решение гарантийных вопросов. Таким образом, сотрудники компании-клиента освобождаются от дополнительной, зачастую непрофильной, работы», — разъясняет Александр Приземный, эксперт Ассоциации лизингодателей Украины и коммерческий директор ALD Automotive/ООО «Первая лизинговая компания».

Каждый подрядчик формирует свой перечень услуг. «Наша компания предлагает пакет из трех базовых сервисов, — рассказывает Петр Мельник, руководитель отдела управления автопарками ФГ «Порше». — Первый — круглосуточная служба сопровождения в пути: предоставляется информационная и организационная поддержка авто заказчика на всех дорогах Украины. От информирования о ближайшей заправке или СТО до мобильного шиномонтажа либо эвакуации автомобиля». Второй пакет услуг, о которых упоминает господин Мельник, — администрирование страховых случаев. «Предусматривается передача прав на администрирование и рефинансирование восстановления автомобиля после ДТП. В частности, благодаря этой услуге клиент не тратит время на урегулирование вопросов со страховой компанией», — отмечает эксперт. Третий базовый сервис в ФГ «Порше» — ежемесячные отчеты о выполненных услугах. «Это позволяет заказчику всегда быть в курсе работ по его автомобилю и прогнозировать размер будущих затрат. Помимо этого предоставляются рекомендации по снижению эксплуатационных затрат на автомобиль», — добавляет Петр Мельник.

Помимо лизинговых учреждений флит-услуги предоставляют специализированные предприятия. По словам генерального директора компании FCS Тараса Волошина, у них, как и у лизингодателей, разработан перечень стандартных услуг, но чаще всего для каждого заказчика приходится формировать индивидуальные сервисные пакеты. «У любого клиента своя ситуация и необходимость в конкретном перечне услуг. Кому-то необходимо решить вопросы по страхованию, а кому-то это совершенно не нужно. Кто-то хранит у себя на складе шины, а кто-то обращается за помощью к нам. С каждым клиентом мы выбираем, что ему нужно, и уже потом формируем стоимость. Стандартные пакеты, скорее, для информирования заказчиков», — подчеркивает господин Волошин.

Существенной разницы между флит-услугами специализированных компаний и лизинговых учреждений нет. Но, как уверяют участники рынка, каждые из них имеют свои преимущества. «Название и суть услуг одинаковы. Отличаются лишь процессы заказа, администрирования и оплаты. Особенность флит-сервиса от ФГ «Порше» заключается в том, что все услуги предоставляются дилерскими предприятиями, а это гарантия качества от завода-производителя. Кроме этого наша компания готова уменьшать размер ежемесячного платежа и даже вернуть разницу между перечисленными на наш счет и реально потраченными средствами, если таковые остаются на конец срока действия договора сервиса», — поясняет Петр Мельник.

Преимущество же флит-компаний, по утверждению Тараса Волошина, заключается в гибком формировании пакетов услуг, в индивидуальном подходе к каждому клиенту.

Комплексная экономия

Флит-менеджеры уверяют, что они способны сэкономить своим клиентам не только деньги, но и освободить их от лишних хлопот. «Прежде всего выгода заключается в упрощении всех процедур. Наши сотрудники проверяют не только стоимость каждой услуги, но и необходимость ее предоставления. Благодаря этому заказчик может сэкономить до 10% средств на содержание автомобиля. В среднем экономия при администрировании обслуживания автомобиля составляет 15%», — уверяет г-н Мельник. Эксперт обращает внимание, что экономия в 15% — это разница между самостоятельным обслуживанием авто и стоимостью администрирования от ФГ «Порше». «Мы ни в коем случае не утверждаем, что цена какой-либо из услуг будет намного ниже рыночной. В первую очередь мы проверяем необходимость предоставления данного сервиса и его стоимость. Экономия заключается именно в том, что клиент не покупает не нужные и не переплачивает за оказываемые ему услуги», — разъясняют в ФГ «Порше». По словам Тараса Волошина, названная господином Мельником цифра вполне соответствует реальности. «В зависимости от внутреннего состояния автопарка клиента мы обеспечиваем как минимум 10% экономии. Максимум — 30–40%», — рассуждает генеральный директор FCS. Игроки рынка также единодушны в том, что любые расчеты очень приблизительны и зависят от многих факторов, например, количества автомобилей, общего пробега и условий эксплуатации.

[к сведению]
Сравнение стоимости управления автопарком
Расчет для 20 автомобилей VW Golf 1,6 МТ. Срок эксплуатации машин — 4 года с общим пробегом 120 тыс. км. Обязательные расходы по техобслуживанию 20 автомобилей — около $184 260 (ремонт и ТО, покупка шин, смена и хранение шин, доставки на СТО, подменный автомобиль).
Стоимость администрирования
Самостоятельное управление обслуживанием автопарка: средняя зарплата сотрудника собственного автосервиса — $1200 в месяц ($57 600 за 4 года)
Администрирование флит-компанией: $16 в месяц с НДС на одно авто ($15 360 на 20 авто за 4 года)
Экономия: $42 240 (73%, или $2112 на одном автомобиле)
Итоговая сумма, потраченная на обслуживание автомобилей (ремонт и ТО, покупка шин, смена и хранение шин, доставки на СТО, подменный автомобиль, цена администрирования)
Флит-компания:
$184 260 + 15 360 = $199 620
Самостоятельно:
$184 260 + 57 600 = $ 241 860
Разница: около 18%
Источник: ФГ «Порше»

Автор: Ростислав Шаправский

Статус