|
Лизинг – это комплексная услуга, которая не только включает в себя финансирование покупки автомобиля, но и предполагает сервис, в частности, регистрацию и страхование авто, его техническое обслуживание и проч.
История лизинга автомобилей в Украине уже довольно долгая, но пока ее нельзя назвать успешной. Надежда появилась в 2009 г., когда из-за прекращения программ кредитования покупатели стали обращать больше внимания на лизинг. В том году на условиях лизинга было продано около 5% новых автомобилей по сравнению с 1,5% в 2008 г. Рост продолжился в 2010 г., но в 2011-м он затормозился, так как оживилось автокредитование. Сейчас финансовые условия кредитования и лизинга схожие, а поскольку многие покупатели анализируют только их, то часто отдают предпочтение традиционному кредиту. Свой выбор они аргументируют тем, что «кредитный» автомобиль сразу становится их собственностью, и даже не обращают внимания на то, что до окончания выплаты кредита юридически он находится в залоге у банка.
Противоположный подход демонстрируют многие
потребители в экономически развитых странах. Физических лиц к лизингу там привлекает существенное уменьшение забот, связанных с техническим обслуживанием автомобиля, и относительно простая возможность обменять его через несколько лет на новый. А для многих предпринимателей в этих странах важно не владение автомобилем, а пользование им. Они изначально не рассчитывают использовать его на протяжении максимального срока эксплуатации (а не так, как у нас: «пока колеса не отвалятся»), не хотят тратить время и ресурсы на то, чтобы самостоятельно регистрировать автотранспорт, заниматься страховками и техобслуживанием. Сказывается и фактор существенных налоговых послаблений при эксплуатации техники, находящейся в лизинге (после вступления в силу Налогового кодекса с 1 апреля 2011 г. новые льготы появились и в Украине). Как результат – многие даже крупные западные компании, имеющие достаточно денег для приобретения основных средств, все равно пополняют автопарки лизинговым транспортом.
Напомним, что лизинг – это комплексная услуга, которая не только включает в себя финансирование покупки автомобиля, но и предполагает сервис, в частности, регистрацию и страхование авто, его техническое обслуживание и проч. самой лизинговой компанией (но, конечно, за счет клиента). После заключения лизингового договора клиент оплачивает первый взнос и через несколько дней получает готовую к эксплуатации машину, в том числе установленные по сезону шины.
Борясь за клиента, многие лизинговые компании сейчас готовы предоставить клиентам круглосуточную техподдержку, дополнительный комплект резины и даже разрешают неограниченный пробег автомобиля, хотя раньше были лимиты, за превышение которых применялись штрафные санкции. Кроме того, по желанию лизингополучателя в размер платежа можно включить такие услуги, как топливные карты, подменные автомобили (например, в случае ДТП или поломки авто) и некоторые ремонты.
При возникновении страхового случая можно рассчитывать на то, что большинство проблем, связанных с урегулированием, будет решать лизингодатель. И все будет сделано (при наличии законных оснований) быстрее, так как многие лизинговые компании имеют партнерские отношения со страховщиками.
За счет изменения выкупной стоимости можно оптимизировать величину ежемесячного лизингового платежа. Правда, с началом кризиса лизинговые компании существенно снизили ее процент по своим продуктам, но можно надеяться, что конкуренция и стабилизация экономики подвигнут их к возврату докризисных условий.
Автолизинг довольно прост в юридическом оформлении – основным является лизинговый договор (вместо кредитного договора, договора залога, договора страхования). Более того, некоторые лизинговые компании даже в нынешних условиях готовы принимать заявки от физлиз без предоставления ими справки о доходах. При этом они страхуют себя, требуя большой авансовый платеж (до 40%). Но взамен лизингополучатель на несколько месяцев освобождается от необходимости платежей.
Поскольку юридически владельцем автомобиля является лизингодатель, то в случаях, предусмотренных договором, он может изъять авто, просто получив нотариальную подпись. Однако на практике такое случается редко, лизинговые компании довольно легко соглашаются на реструктуризацию, если клиент просит о ней. И дело не только в том, что физически забрать автомобиль порой непросто – это невыгодно компании. Дело в том, что при заключении договора лизингодатель обязан уплатить НДС, а в случае расторжения налог не возмещается, поэтому стоимость авто сразу вырастает на 20% и повторно реализовать его вряд ли получится.
При сравнении кредита и лизинга часто анализируют и нюансы налогообложения. В этом отношении финансовый лизинг имеет преимущество: комиссионные выплаты по нему можно зачислять в валовые затраты, уменьшая тем самым свою базу начисления налога на прибыль. То же заемщику нельзя сделать с кредитными выплатами: они вычитаются из прибыли уже после вычета налога.