По данным ассоциации «Объединение лизингодателей Украины», к осени 2011 г. парк лизинговых автомобилей достиг почти 19 тыс. штук. «Зафиксированы значительный прирост автопарка по всем лизинговым компаниям в 2007-2008 гг. (50-60% ежегодно), падение рынка в 2009-2010 гг. и плавный рост после возобновления финансирования в 2011 г.»,— говорит Роман Иваненко, глава ассоциации, председатель совета директоров компании «Евро Лизинг». Тенденцию отмечают почти все крупнейшие участники рынка.
Рост автопарка
Так, в собственности ALD Automotive/ООО «Первая лизинговая компания», которая является крупнейшим украинским оператором этого рынка, около 3000 авто, еще более 1000 автомобилей находятся во флит-менеджменте (внешнее управление автопарком), сообщила менеджер по международным продажам и маркетингу компании Наталья Локтионова.
К прямым своим конкурентам она относит те компании, которые предоставляют не только финансирование на приобретение автомобиля, но и весь сервисный пакет, связанный с его эксплуатацией — от момента покупки и постановки на учет и до момента окончания срока лизинга. Кроме того, на рынке работают компании, которые не предлагают сервисный пакет. Но такие предприятия зачастую ограничиваются оказанием услуг физическим лицам и небольшим частным предприятиям.
В «Avis Украина» в 2011 г. намерены довести парк автомобилей, находящихся в финансовом и оперативном лизинге, до 2041.
В ООО «Оптима-лизинг» (работает под торговой маркой Sixt) выделяют три основных категории игроков рынка. «Лизинговые компании, которые существуют при банках, в основном предоставляют услуги финансового лизинга, продавая своим клиентам деньги на покупку желаемого автомобиля. Лизинговые компании, которые существуют при дилерах, ориентированы на продажу автомобиля именно своего бренда. Основной целью независимых операторов является обеспечение клиента автомобилем и всеми сопутствующими услугами по содержанию и обслуживанию транспортного средства»,— говорит руководитель департамента лизинга ООО «Оптима-лизинг» Оксана Гребенник.
По словам Романа Иваненко, общее проникновение внешнего финансирования в продажах авто в 2011 г. составляет около 24%. При этом на банки приходится около 20% от общего объема рынка, на лизинговые компании — около 4%. «Конкуренция выше в банковском бизнесе: до 10 банков конкурируют за лидерскую позицию, а всего в сегменте активны более 30 банков. В лизинге четыре компании борются за лидерство, около 15 активны на рынке. В тройке лидеров по объему автопарка по результатам девяти месяцев 2011 г.— компании ALD Automotive, «Илта Лизинг» и «Евро Лизинг»,— рассказывает Роман Иваненко.
Участники рынка говорят, что наибольшим спросом у их клиентов пользуются легковые автомобили. «В основном это машины эконом-класса для региональных торговых представителей. Услуга лизинга очень популярна среди компаний фармацевтической и пищевой промышленности, дистрибуторов, а также компаний, которые предоставляют разного рода услуги»,— говорит Оксана Гребенник.
Наталья Локтионова также отмечает больший спрос на легковые автомобили. «Сегодня подавляющее большинство новых клиентов лизинговых компаний — это компании с иностранным капиталом. Прежде чем финансировать сделку, лизинговые компании оценивают финансовое состояние компании-клиента, а многие украинские компании, к сожалению, не могут похвастаться хорошими результатами»,— отмечает одну из особенностей отечественного рынка Наталья Локтионова.
На пороге восстановления
После небольшого сокращения спроса и количества автомобилей в лизинговом автопарке в конце 2010 г. началось возобновление активности. «В конце 2008 г. и в 2009 г. возрастало количество неоплаченных предметов лизинга, увеличилась задолженность по всем видам платежей, уменьшилось количество платежеспособных лизингополучателей»,— вспоминает Наталья Локтионова, добавляя, что в этот период с рынка исчезло достаточно много мелких лизинговых компаний, которые не справились с финансовыми трудностями.
В 2009 г. финансирование практически отсутствовало по причине нулевой ликвидности финансового рынка, поэтому этот год характеризовался затишьем в плане заключения новых контрактов, также отмечался досрочный возврат лизинговых автомобилей. В 2010 г. большинство лизинговых компаний возобновило финансирование и наметилось оживление рынка, но активный рост рынка пришелся уже на 2011 г.
«С ростом продаж автомобилей началась активная борьба за клиента, в первой половине 2011 г. компании начали предлагать рынку специальные программы со сниженными процентными ставками, совместные акции с дилерами, лизинг транспорта, бывшего в употреблении. Думаю, посткризисный период у нас еще впереди, пока мы живем в кризисе 2008-2011 гг.»,— говорит Роман Иваненко.
А в «Оптима-лизинг» отмечают, что в 2010 г. существенно вырос спрос на услугу вторичного лизинга, что позволило компаниям загрузить работой досрочно возвращенные автомобили. «В 2011 г. услуга вторичного лизинга стала настолько востребованной, что ее можно вывести на один ряд с услугой оперативного лизинга новых автомобилей. По количеству и стоимости подписанных договоров 2011 г. сейчас напоминает третий квартал 2008 г.»,— отмечает Оксана Гребенник.
«Безусловно, мы ожидаем рост рынка лизинга. Поводом служит уже то количество тендеров, в которых принимает участие наша компания, перспективы 2012-2013 гг.»,— прогнозирует развитие рынка Наталья Локтионова. По словам представителей «Avis Украина», в нынешнем году у многих компаний заканчивается действие договоров лизинга, заключенных еще до начала кризиса, поэтому на рынке будет объявлено много новых тендеров.
Но в «Оптима-лизинг» осторожны в оценках перспектив. «Действительно, много компаний сейчас обновляют свои парки, но существует ряд клиентов, которые временят с обновлением, пытаясь оптимизировать расходы, продлевая срок лизинга по существующим договорам»,— рассказывает Оксана Гребенник.
Тем не менее участники рынка с оптимизмом смотрят в будущее, так как в Налоговом кодексе, который был принят в начале года, предусмотрены положения, которые облегчают доступ клиентов к такому инструменту, как оперативный и финансовый лизинг.
В ассоциации говорят, что в документе возвращено право на налоговый кредит при покупке легковых автомобилей, исключена из базы налогообложения НДС комиссия лизингодателей для финансового лизинга, появилась возможность финансового лизинга жилой недвижимости, возвращено лизингополучателям право отнесения 100% расходов на оперативный лизинг транспорта на валовые расходы и многое другое.
«Мировая практика показывает, что лизинг, как финансовый инструмент, востребован и выступает мощной поддержкой для бизнеса. В Европе предприятия используют лизинг для модернизации и наращивания производства продукции. В Украине только каждый 20-й автомобиль покупают в лизинг, а в странах Европы — каждый третий»,— говорит Наталья Локтионова.
Источник: “Экономические Известия”