28 мая в Киеве, в конференц-зале гостиницы “Санкт-Петербург” Ассоциация “Украинское объединение лизингодателей” при поддержке УСПП и USAID провела семинар для госслужащих на тему “Лизинг: суть, проблематика и необходимость развития”.
Сегодня лизинг начал играть не только экономическую, но и важную социальную роль, создавая условия для развития малого и среднего бизнеса. Главной целью лизингового рынка является помощь предпринимателям в приобретении основных средств для успешной деятельности. Бизнесменам эта форма приобретения средст производства являются выгодным, поскольку лизинг позвоялет пользоваться ими, не выплачивая сразу их полную стоимость, а вносить периодические равные неотягощаяющие платежи.
Государсвтенным структурам, также как и частным предприятиям, для нормальной работы нужны автомобили и другая техника. Что такое лизинг, чем он отличается от кредита, как он регулируется законодательно, как он отображается в бухгалтерском и налоговом учете, в чем его преимущества и с какими проблемами сегодня еще могут сталкиваться украинцы, во время семинара рассказали ведущие специалисты лизингового рынка. Среди докладчиков были Роман Иваненко, член Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и генеральный директор компании “Евро Лизинг”, Петер Оберауер, член Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и генеральный директор “Райффазен Лизинг Аваль”, Татьяна Саусь, глава Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и генеральный директор компании “Ласка Лизинг”, Максим Ковтун, член Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и руководитель юридического департамента компании “Первая лизинговая компания – ALD Avtomotive”, Лилия Снигир, советник по вопросам финансового лизинга и кредитования проекта “Инициатива способствования кредитованию” USAID, Катерина Галетова, член Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и коммерческий директор компании “ИНГ Лизинг Украина”, и Александр Яворский, вице-президент УСПП.
В семинаре в качестве слушателей приняли участие представители Государсвтенного комитета Украины по воросам регулятроной политики и предпринимательства, Министрества экономики, Национального банка Украины, Комитетат Верховной рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений, Министретсва транспорта и связи Украины, Комитета ВРУ по вопросам экономической политики, Министретсва финансов, Министрества финансов, Госфинуслуг, Госудастрвеной налоговой администрации, Министрества регионального развития и строительсва, Комитета ВРУ по воросам строительсва, градостроения и ЖКХ, Комитетат ВРУ по вопросам транспорта и связи, Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, Комитет ВРУ по вопросам экологической политики, Ассоциации украинских банков, Совета предпринимателей при КМУ, Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
Докладчики и участники обсудили проблематику лизинга, суть и структуру лизингового соглашения, плюсы и минусы системы налогообложения, сравнили условия ведения лизингового бизнеса в Украине и в европейских странах. В частности, было отмечено, что динамика роста лизинга и в мире, и в Украине чрезвычайно высокая.
История развития лизинга
Роман Иваненко, член Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и генеральный директор компании “Евро Лизинг” рассказал участникам семинара об истории лизинга, этапах его развития в Украине и мире. Так, по его словам, до 1997 года в Украине вообще отсутствовало понятие лизинга как экономической категории. А в 1997 году был принят Закон Украины “О лизинге”, который дал ему определение и сформулировал основные принципы работы данной финансовой схемы. В 2003 году был принят второй закон – Закон Украины “О финансовом лизинге”. И все бы было хорошо, если бы в 2005 году законотворцы не внесли в законодательство, регулирующее лизинговую деятельность, глупые правки, которые затормозили развитие рынка. Именно в этом году и появилась Ассоциация “Украинское объединение лизингодателей”, которая объединила руководителей ведущих лизинговых компаний, желающих добиться кардинальных изменений и развивать рынок. И в этом же году украинская ассоциация вступила в европейскую ассоциацию Leaseuerope. Последнее значительное изменение на лизинговом рынке произошло в 2008 году, когда был подписан договор о сотрудничестве с Госфинуслуг.
Все эти изменения отразились и на финансовых показателях. “Если в 2005 году портфель лизинговых компаний составлял 2,4 млрд. грн., то в 2008 году он вырос до 28,5 млрд. грн.”, – отметил Роман Иваненко. – Сегодня лизинг очень важен для экономики Украины, потому что банки не являются возможным вариантом для возобновления финансирования приобретения автомобиля, а лизинговые компании имеют больше шансов на более быстрое возобновление операций по финансированию покупки автомобиля”. Эту тенденцию он объяснил тем, что банки длительное время активно привлекали клиентов, а теперь, в условиях отсутствия финансирования, они вынуждены “подчищать” портфели, а механизм кредитования через обеспечение автомобиля в качестве залога, оказался очень опасным для заемщиков. “Сегодня наиболее защищенный механизм финансирования – лизинг, поскольку право собственности переходит только после уплаты стоимости авто, – отметил эксперт. – В ближайшее время кредиторы более лояльно будут относиться к лизинговым компаниям, чем к банкам, через большую защищенность и меньшие портфели проблемных активов на балансах”.
Лизинг в мире и в Украине
Петер Оберауер, член Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и генеральный директор “Райффазен Лизинг Аваль” рассказал о роли и значении лизинга в экономиках европейских стран.
Цифрами и фактами эксперты доказали, что лизинг является значительно более выгодным финансовым инструментом для бизнеса чем кредит, и именно в условиях кризиса у него больше шансов возобновить операции финансирования основных фондов. Но все эти возможности зависимы от создания в Украине равных возможностей для лизинга на рынке финансовых услуг Украины. Спикеры отмечали, что часть инвестиций, финансированных лизингом в Европе достигает 40%, в постсоветских странах около 30%, тогда как в Украине это лишь 3%.
Для мировых экономик уже давно является очевидным то, что лизинг обеспечивает приход капитала, который, в свою очередь, оздоравливает экономику, создает рабочие места, способствует инновациям. Благодаря развитию лизинга в странах стремительно растет ВВП и благосостояние граждан, малый и средний бизнес. Иллюстрируя популярность лизинга, докладчики отметили, что каждый третий автомобиль в Европе приобретается в лизинг.
“Исследование Leaseuerope показывает, что малые фирмы в основном рассчитывают на лизинговые средства, – отметил Петер Оберауер. – Потому что более дешевый и иногда единственный источник средств для высокого роста потенциальных компаний, срабатывает мотивация ростом возможностей и налоговыми аспектами, минимизируется стоимость транзакций, когда жизненный цикл предмета лизинга соответствует ожидаемой пригодности, и при этом не нужен залог. Благодаря этому лизинг позволяет маленьким компаниям выживать и расти”.
В то же время в Украине этот инструмент находится в зародышевом состоянии, поскольку его развитию препятствуют несовершенное и нестабильное законодательство, дискриминационное система налогообложения, слабая защита права собственности лизингополучателя. А что касается автолизинга, то здесь существуют дополнительные проблемы в виде принуждения компаний к открытию виртуальных автохозяйств, невозможность возвращения имущества от должников через обветшалость формулировок исполнительных надписей, бюрократический подход к документам на управление транспортными средствами, переданными в лизинг.
Разоблачение мифов
О сути и структуре лизингового договора подробно рассказала Татьяна Саусь, глава Совета директоров “Украинское объединение лизингодателей” и генеральный директор компании “Ласка Лизинг”. Перечислив основные понятия, определенные законодательством, она перечислила и опровергла мифы о лизинге, которые до сих пор существуют в нашем обществе.
Первым мифом оказалось расспростраенное мнение, что при лизинге финансирование предоставляется практически каждому клинету, который обратился в лизинговую компанию за финансированием без детального анализа его кредитосопсобности. Втрое заблуждение – что лизинг дороже кредита. Цифры, предоставленные экспертом, показали обратное. Не правда и то, что лизинг доступен только для юридических лиц, поскольку эта услуга сегодня доступна и многим физлицам. Миф и то, что лизинговая компания занижае стоимость предмета лизинга с целью избежать уплату НДС. Не верным оказалось и то, что оформление лизинга занимает много времени. Еще один миф – то, чтов лизинг можно взять только автомобиль. Ведь такми способом многие компании приобретают спецтехинку и оборуование. Последнее заблуждение – то, что лизинг предоставляется только компаниям-производителям или кептивным компаниям холдингов.
Затем она подробно расказала о процедуре лизинга, начиная с необходимых документов вплоть до проверки кредитоспрособности и мехнизме предоставления предмета лизинга клиенту.
“Основное внимание уделяется способности лизингополучателя осуществлять лизинговые платежи, – подчеркнула Татьяна Саусь. – Лизинговые компании обращают внимание на такие факторы риска как нестабильность трудовой занятости, частая смена работы без увеличения доходов или с их снижением. Также проверяется, достаточно ли у потенциального лизингополучателя денег для внесения первого взноса и анализируется кредитная история. Но отсутствие кредитной истории не рассматривается как негативный фактор”.
Рассказав нюансы лизинговой процедуры, эксперт озвучила ряд преимуществ лизинга, которые получают различные учстники рынка. Так, для государства это прирост прямых инстранных инвестиций в экономику, бновление основных фондов, создание рабочи мест, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение конкуренции на финансовом рынкеи как следствие – увеличение уровня и качества предоставляемых услуг, а также снижение ставок финасирования.
Автопроизводители, в свою очередь, имеют возможность длягодаря лизингу увеличить и ускорить продажу своих автомобилей. А лизингополучатель быстро и с минимальными потреями може получить в распоряжение необходимое оборудование или транспорт, а по завершению договора выпкуить объект лизинга, вернуть лизингодателю или поменять на новый. Лизингодатель же остается собственнком предмета лизинга в течение действия договора, что снижает его риски.
Бухгалтерские аспекты
Много внимания уделялось теме усовершенствования налогообложения лизинга, потому что непутевая фискальная система является основным тормозом его развития. Так, было отмечено, что существование ограничения на процент и комиссию ставит лизинговые компании в неравное, худшее положение, по сравнению с другими игроками лизингового рынка.
То же и относительно создания резервов под активные операции, на что имеют право банки и не имеют лизингодатели. Участники также отметили контраверсионность самого принципа обложения налогом на добавленную стоимость финансовой по существу услуги, где дополнительная стоимость не создается. В то же время при возвращении объекта лизинга от неплательщиков НДС возникает проблема повторного начисления НДС из-за отсутствия механизма коррекции.
Отмечалось, что лизинговые компании, которые предоставляют услуги по лизингу автотранспорта, в отличие от таксопарков, например, не имеют налогового кредита. Еще один дискриминационный момент: так же в отличие от банковских кредитных договоров, лизинговые соглашения должны заверяться нотариально, с уплатой 1% от суммы соглашения, которое является обременительным для лизингодателей и уменьшает привлекательность лизинга.
Была отмечена и проблема курсовых разниц, которая безосновательно порождает то виртуальные прибыли, то убытки, в результате чего из компаний вымываются финансовые ресурсы, что в условиях кризиса составляет угрозу их существованию. Подытоживая результаты работы семинара, участники отметили, что обмен мнениями позволил лучше понять, что лизинг – это цивилизованный, прозрачный и прогрессивный финансовый инструмент, который при минимальной поддержке и создании равных условий может помочь стране выйти из кризиса.
Ассоциация лизингодавцив, в лице директора Марины Мурги, призывала государственных специалистов продолжать сотрудничество и привлекать экспертов Ассоциации к законотворческой и нормотворческой работе.
Автор: Галина Ширшик, FLEET