Аренда с выкупом – это особый вид арендных правоотношений, появившийся благодаря антикризисному закону в строительстве – Закону N 800. Этим Законом были внесены изменения в ГКУ: глава 59 “Найм (аренда) жилья” дополнена ст.8101 “Аренда жилья с выкупом”, что однозначно указывает на сферу распространения законодательных новаций. Поэтому предметом договора аренды с выкупом может быть только жилье, то есть недвижимость, предназначенная для проживания физических лиц (ст.29, ст.379 ГКУ). Новый вид арендных правоотношений уже заинтересовал участников строительного рынка жилья – как заказчиков строительства (застройщиков), так и инвесторов. А значит, им не только придется разбираться в юридической сущности таких правоотношений, но и примерять “на себя” их налоговый учет.
О нормативных основах
Заметим, что в упомянутой ст.8101 ГКУ установлены лишь рамочные положения. В ней названы стороны договора, максимальный срок аренды (30 лет), момент перехода права собственности, отсылки к некоторым другим статьям главы 59, а также информация о том, что порядок заключения и прекращения договора и его существенные условия “определяются законом”. Кроме того, в дополненной тем же антикризисным Законом ст.811 ГКУ указывается, что договор аренды с правом выкупа в обязательном порядке подлежит нотариальному удостоверению, а обязательная государственная регистрация договора проводится “в порядке, определенном законом”. О каком законе (или законах) идет речь?
В первом случае – о Законе N 800, в нем договору аренды жилья с выкупом посвящена отдельная статья – статья 5. Причем то, что именно этот Закон является основополагающим, прямо сказано в п.1 ст.5: “аренда жилья с выкупом – правоотношения… которые возникают на основании заключенного… договора аренды жилья с выкупом и регулируются Гражданским кодексом Украины и настоящим Законом”. Во втором случае – о Законе Украины от 01.07.2004 г. N 1952-IV “О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений”. Правда, существует компетентное мнение, что этот Закон не действует в полную силу. В связи с этим государственная регистрация договора аренды жилья с выкупом должна проводиться нотариусами в соответствии с Временным порядком государственной регистрации сделок, утвержденным постановлением КМУ от 26.05.2004 г. N 671. Тем более что нотариусы получили нормативное подтверждение своих расширенных полномочий: приказом Минюста Украины от 15.06.2009 г. N 1062/51171 “арендный” раздел 10 Инструкции N 201 был дополнен пунктом 1171, специально посвященным договору аренды жилья с выкупом. Кроме того, во исполнение п.3 ст.5 Закона N 800 Кабмином утвержден Порядок N 2742. Не заставил себя очень долго ждать и Минрегионстрой, и уже во исполнение п.5 указанного Порядка разработал и утвердил Примерный договор аренды жилья с выкупом (далее – Примерный договор)3.
О сторонах договора
В п.2 ст.8101 ГКУ и п.1 ст.5 Закона N 800 в качестве арендодателя определено предприятие, а арендатора – физическое лицо. Следовательно, субъектный состав особого вида арендного договора законодателем ограничен. То ли это упущение, то ли это сознательное действие, нам неизвестно. Только получается, что стать арендодателем или арендатором по договору аренды жилья с выкупом могут не все желающие лица. Так, не все субъекты хозяйствования смогут выступить в лице арендодателя, поскольку далеко не все они подпадут под категорию “предприятие”. В соответствии с Классификатором ДК 002:20044 организации сособственников многоквартирных домов, кооперативы, предприниматели – физические лица, организации и учреждения хотя и осуществляют хозяйственную деятельность, но предприятиями при этом не являются.
Замеченное обстоятельство не должно, но может стать серьезным препятствием тому, чтобы договор аренды с выкупом стали использовать жилищно- строительные кооперативы, участники совместной деятельности (в форме простого общества), венчурные паевые инвестиционные фонды. Почему не должно? В ГКУ существует ст.8 “Аналогия”, в части первой которой указано: “если гражданские отношения не урегулированы настоящим Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются теми правовыми нор мами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, которые регулируют подобные по содержанию гражданские отношения (аналогия закона)”. Следовательно, такие правоотношения, как аренда жилья с выкупом, урегулированы только для тех лиц, которые указаны в ст.8101.
Для всех иных лиц данные правоотношения не установлены, поэтому они могут на таких же условиях заключить подобный договор, используя аналогию закона. К тому же договор аренды с выкупом, заключенный “не теми” лицами, имеет право на существование и на основании части второй ст.628 ГКУ. Напомним, что этой нормой допускается заключение смешанных договоров, сочетающих элементы различных договоров, в данном случае – договоров аренды и купли-продажи жилья5. К слову, в качестве примера смешанного договора приводятся именно такие взаимоотношения в научно-практическом комментарии6 к ст.628 ГКУ. Похоже, не видит проблемы и Минрегионстрой, поскольку в реквизите “Арендодатель” Примерного договора упоминается не только “название предприятия”, но и “учреждения, организации”.
Однако почему ограничение субъектного состава может стать причиной невозможности использования нового вида правоотношений “не теми” лицами? В ст.203 ГКУ сказано, что “содержание сделки не может противоречить настоящему Кодексу, другим актам гражданского законодательства”, а соответствие требованиям законодательства определяет действительность сделки. В свою очередь, содержание договора составляют условия (пункты), определенные сторонами договора как существенные (то есть необходимые для достижения согласия), а также являющиеся обязательными в соответствии с актами гражданского законодательства (часть первая ст.628 ГКУ).
Примечательно, что из указанного в ГКУ явно не следует, что тип стороны договора является определяющим действительность сделки, ведь главное, чтобы эта сторона имела необходимый объем гражданской дееспособности (часть вторая ст.203 ГКУ). К тому же особых требований к субъектному составу (например, наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности) ст.8101 ГКУ не выдвигает. Впрочем, согласно части четвертой названной статьи сделка должна совершаться в форме, установленной законом. Поскольку договоры купли- продажи жилья (ст.657 ГКУ) и аренды недвижимости сроком на 3 года и больше (ст.793, 794 ГКУ) подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации, то и смешанный договор, содержащий элементы таких договоров, должен заключаться в той же форме. Так что поход к нотариусу обеспечен, и от нотариуса зависит, пожелает ли он смешанный договор нотариально заверить и зарегистрировать в реестре сделок. Что касается арендатора, то арендовать жилье с последующим выкупом вполне может пожелать не физическое, а юридическое лицо. Что же отказывать юридическому лицу, желающему обеспечить своих работников квартирами, или же специально под такое “не то” лицо изобретать отдельный договор? Пока непонятно. И только практика (причем судебная) покажет, как станут развиваться события далее.
О предмете договора
Как уже отмечалось, предмет договора четко указан в ст.5 Закона N 800 и ст.8101 ГКУ. Это жилье, то есть недвижимость, предназначенная для проживания физических лиц. Вновь построенная квартира становится недвижимостью (то есть объектом гражданско-правовых соглашений) только с момента первичной регистрации прав собственности на нее (часть вторая ст.331 ГКУ). Следовательно, заключение договора аренды с выкупом на “недострой” невозможно. Тем более что в части третьей ст.8101 ГКУ оговорено, что жилье, предоставляемое в аренду с выкупом, на праве собственности принадлежит арендодателю. А поскольку это так, то использовать новый вид арендных правоотношений для привлечения инвестиций не получится. Однако застройщикам жилья стоит вспомнить об уже испытанном способе.
Это заключение предварительного договора, который еще называют договором о договоре. И это справедливо, ведь согласно ст.635 ГКУ в предварительном договоре стороны договариваются о заключении основного договора в будущем, но на условиях, оговоренных в предварительном договоре. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного, то есть нотариальное заверение и государственная регистрация обязательны для предварительного договора аренды с выкупом точно так же, как и для основного. Впрочем, без препятствий не обойдется: основной договор должен быть заключен не позднее, чем через год с момента заключения предварительного, в противном случае стороны освобождаются от обязательств, изложенных в предварительном договоре7. Это условие отсутствует в ГКУ, но четко прописано в ст.182 ХКУ. Так что учитывать это придется, если ожидается заключение основного договора в более длительной перспективе, чем через год с момента заключения предварительного.
О цене договора
Исходя из сути возникающих правоотношений, аренда жилья с выкупом похожа на приобретение жилья в рассрочку. Именно в этом и заключается особенность такой аренды. В отличие от “классической” аренды имущества, жилье не просто арендуется, а приобретается арендатором в собственность (п.5 ст.5 Закона N 800). Причем в части седьмой ст.8101 ГКУ указывается на то, что договор аренды с выкупом является “документом, свидетельствующим о переходе права собственности на недвижимое имущество… с отлагательными обстоятельствами” (то есть обстоятельствами, имеющими юридическую силу при наступлении предусмотренного в договоре события). В Примерном договоре (п.7.2) уточняется, что отлагательным обстоятельством является “полная уплата арендатором платежей на выкуп жилья”, о чем должен быть составлен акт (как неотъемлемая часть договора), удостоверяющий это событие (п.6 Порядка N 274, п.7.4 Примерного договора).
С арендатора причитается уплата арендных платежей, которые состоят из платежей на выкуп жилья, полная уплата которых обусловливает переход права собственности на жилье к арендатору, и вознаграждения (дохода) арендодателя. Эта составляющая арендных платежей определяется “согласно размеру процентной ставки, установленной в договоре” (п.6 ст.5 Закона N 800). В пп.5.2.2 Примерного договора уточняется, что вознаграждение арендодателя определяется как процентная ставка (исходя из годовых процентов) от платежей на выкуп за фактический период аренды, причем на платежи на выкуп, уплаченные досрочно, вознаграждение арендодателя не начисляется. А в пп.5.2.1 Примерного договора словесно описывается формула расчета арендных платежей: “Размер арендных платежей рассчитывается исходя из суммы платежей на выкуп жилья, указанной в пункте 2.3 Договора, разделенной на количество выплат и увеличенной на сумму вознаграждения (дохода) Арендодателя”.
Поэтому этот договор вполне можно расценивать как “заменитель” договора приобретения жилья на условиях банковского кредита, но без участия финансовых и банковских учреждений. Не требуются финансовые учреждения и при проведении “платных” уступок права требований к договору аренды жилья с выкупом (данное утверждение основано на п.9 ст.5 Закона N 800). Арендными платежами расходы арендатора не заканчиваются. На плечи физических лиц – арендаторов, как и при других схемах покупки жилья на условиях рассрочки платежей, ложатся расходы, названные в п.5 ст.5 Закона N 800 как “связанные с совершением юридических действий”. При этом приведен их перечень: “страховые платежи, расходы на оформление прав собственности на недвижимое имущество, на государственную регистрацию обременений недвижимого имущества, нотариальные услуги”. Правда, согласно п.7 Порядка N 274 какие-то из этих расходов (или все) может нести и арендодатель, в зависимости от того, как договорятся стороны.
Своеобразный вид дополнительных расходов арендатора предусмотрен и п.5. ст.5 Закона N 800. Это “резерв непредвиденных расходов, связанный с обслуживанием обязательств арендатора”. Он формируется арендодателем за счет денежных средств арендатора, в сумме не более 3% стоимости жилья, и используется для погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (при ее возникновении) (п.8-9 Порядка N 274). Хотя исходя из указанного в разделе 6 Примерного договора стороны могут оговорить и другие “непредвиденные расходы”, погашаемые за счет резерва. Неиспользованный резерв зачисляется как платежи арендатора на выкуп жилья. О стоимости жилья подробно сказано в п.6 Порядка N 274, она определяется в договоре, то есть зависит от волеизъявления сторон, и состоит из первоначального взноса и платежей на выкуп жилья, соотношение которых также определяется договором.
О сроках договора
Согласно п.3 ст.5 Закона N 800 отношения аренды устанавливаются на основании договора при условии уплаты первоначального взноса, однако вступление в силу договора п.4 Порядка N 274 и п.12.2 Примерного договора оговорено его государственной регистрацией. А вот фактическая передача жилья в аренду (в пользование и владение) осуществляется по акту приемки- передачи в течение определенного количества дней с момента государственной регистрации (это количество определяется в договоре), но не ранее уплаты первоначального взноса (раздел 3 Примерного договора). Договор прекращается его исполнением с момента подписания акта об уплате арендных платежей в полном объеме (в том числе и при досрочном их погашении).
Допускается и досрочное его расторжение, основания (по согласию сторон или по решению суда) для этого определены в п.11 Порядка N 274 и разделе 11 Примерного договора. Отметим лишь, что при расторжении договора арендатор может претендовать на возврат только части внесенных им платежей (первоначального взноса, неиспользованного резерва, платежей на выкуп жилья), которая превышает “стоимость аренды этого жилья за фактический период проживания, определенную экпертным путем (или усредненную стоимость аренды жилья в населенном пункте, определенную в соотвествии с Постановлением КМУ от 23.07.2008 г. N 682 “Некоторые вопросы рализации Закона Украины “О жилищном фонде социального назначения”)”.
О мотивах
Введение рассматриваемой разновидности арендных обязательств должно стать альтернативой банковскому кредиту и, наверное, более дешевой возможностью для физических лиц, желающих приобрести квартиру. Однако если банковские процентные ставки все же подлежат хоть какому-то контролю со стороны НБУ, то вознаграждение арендодателя ограничивается только желаниями такого субъекта и возможностями арендатора. Поэтому данный вид договора – это в большей степени реверанс застройщикам, получившим легальный способ продавать построенные ими квадратные метры на условиях рассрочки платежа. Причем продажа построенной жилой площади на условиях рассматри ваемого договора не требует посредников (ФФС, ФОН).
А отсутствие посредников между реальными производителями жилых метров и их покупателями, по логике вещей, должно привести к удешевлению жилой площади. Это для покупателей -“плюс”. Не побоимся предположить, что нововведения направлены и на то, чтобы оптимизировать налогообложение поступлений застройщикам от реализации квартир. Ведь не случайно же выбрана “арендная” форма отношений, для которой в налоговом законодательстве установлены некие преференции, а не, например, отношения купли-продажи имущественных прав на недвижимость8, для которых нет специальных правил налогообложения, в связи с чем налоговиками избирается и навязывается самый фискальный способ, или товарный кредит, который давно присутствует в ГКУ, но не выгоден с точки зрения налогового учета. Да и в законопроектах изменений к Закону о прибыли, “блуждающих” в ВРУ, встречались предложения ввести особые правила налогообложения для аренды с выкупом в то время, когда Закона N 800 и в помине не было. Только будет ли достигнут эффект оптимизации налогообложения? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к налоговому законодательству.
О налоговом учете
В Законе о прибыли отражению арендных операций посвящена отдельная норма – пп.7.9.6 ст.7. В нем определены правила для двух видов аренды9: финансовой и оперативной. Передача объекта в финансовую аренду в налоговом учете приравнивается к продаже. Поэтому в момент передачи имущества арендодателю следует признать валовой доход исходя из стоимости объекта финансовой аренды. Кроме того, в составе валового дохода необходимо отражать и процентную составляющую арендного платежа – в момент ее начисления. Дополнительно к этому в момент передачи объекта финансовой аренды возникают и налоговые обязательства по НДС, исчисленные из стоимости такого объекта (пп.7.3.4 ст.7 Закона об НДС).
Налоговая прелесть финансовой аренды состоит лишь в том, что процентная составляющая арендного платежа освобождена от обложения НДС. Согласно пп.3.2.2 ст.3 Закона об НДС не является объектом обложения НДС “начисление и уплата процентов или комиссий в составе арендного (лизингового) платежа в рамках договора финансового лизинга в сумме, не превышающей двойной учетной ставки Национального банка Украины, установленной на день начисления таких процентов (комиссий) за соответствующий промежуток времени, рассчитанной от стоимости объекта лизинга, предоставленного в рамках такого договора финансового лизинга”. Оперативная аренда приводит к иным учетным последствиям: валовой доход у арендодателя возникает исключительно по дате начисления арендного платежа в отчетном периоде такого начисления.
А поскольку начисление производится в конце отчетного периода по факту использования объекта оперативной аренды, то передача самого объекта аренды и получение любых авансовых платежей не являются налоговыми событиями, требующими увеличения валового дохода в учете арендодателя. Однако согласно Закону об НДС арендные платежи по оперативной аренде облагаются налогом в общем порядке: по ставке 20% и по правилу первого события (либо на дату получения платежа, либо на дату его начисления в зависимости от того, какое из этих событий произойдет ранее) арендодатель должен начислить налоговые обязательства по НДС. Очевидно, что правила отражения операций по оперативной аренде, предусмотренные Законом о прибыли, более благоприятны арендодателям, чем правила, установленные для финансовой аренды.
При оперативной аренде валовой доход увеличивать придется, но по “кусочкам” от стоимости объекта аренды – не в одном отчетном периоде, а во всех периодах действия договора. В то время как правила, установленные Законом для финансовой аренды, вынуждают отразить валовой доход в сумме всей стоимости объекта такой аренды в отчетном периоде его передачи. Причем отсутствие налоговых обязательств по НДС в части процентной составляющей при финансовой аренде далеко не всегда радует, поскольку приходится возиться с распределением “входного” налогового кредита по НДС в соответствии с пп.7.4.3 ст.7 Закона об НДС и отказываться от его части.
Появление института аренды жилья с выкупом в связи со вступлением в силу Закона N 800 никак не отразилось на налоговом законодательстве, а значит, указанные правила придется “примерять” на новый вид аренды, как на молодую девушку бабушкину одежку: подойдут – не подойдут. Итак, в п.1.18 ст.1 Закона о прибыли под термином “лизинговая (арендная) операция” понимается хозяйственная операция арендодателя, которая предусматривает предоставление основных фондов10 в пользование другим лицам за плату и на определенный срок. Оперативный лизинг (аренда) для целей налогового учета – это не финансовый лизинг (аренда), причем классификационные критерии финансового лизинга (аренды) приведены непосредственно в самом Зако не о прибыли – в пп.1.18.2 ст.1. Если аренда соответствует хотя бы одному критерию из приведенных в этом подпункте, то для целей налогового учета она считается финансовой.
К аренде с выкупом прекрасно подойдет “одежка” из абзаца четвертого названного подпункта: “сумма лизинговых (арендных) платежей с начала срока аренды равна или превышает первоначальную стоимость объекта лизинга”. Получается, что в контексте налогового законодательства аренда с выкупом – это финансовая аренда. Предположим, что застройщики, как за соломинку, ухватятся за указанное в абзаце восьмом пп.1.18.2 ст.1: “независимо от того, относится ли лизинговая операция к финансовому лизингу в соответствии с нормами этого подпункта или нет, стороны договора могут определить при заключении договора такую операцию как оперативный лизинг без права последующего изменения статуса такой операции до окончания действия соответствующего договора”, и включат такую оговорку в договор аренды жилья с выкупом несмотря на то, что подобное условие в Примерном договоре не предусмотрено.
А для усиления “оборонительных сооружений” при постройке доказательств в защиту правомерности применения правил налогообложения, принятых в Законе о прибыли, для оперативной аренды будут использовать формулировку абзаца четвертого “арендного” пп.7.9.6 ст.7: “передача в аренду жилищного фонда или земли осуществляется по правилам оперативного лизинга”. Только такие первопроходцы-испытатели, продолжая “примерять” нормы Закона о прибыли к аренде с выкупом, должны знать, что выстроенную схему налогообложения можно развеять в пыль. Для этого просто нужно обратиться к широко известному определению термина “продажа товаров”, приведенному в п.1.31 ст.1 Закона о прибыли, согласно которому таковой считаются операции, осуществляемые на основании любых гражданско-правовых соглашений, предусматривающих переход права собственности.
А договор аренды жилья с выкупом как раз таковым и есть. Вспомните, что закреплено в уже упомянутой ранее части седьмой ст.8101 ГКУ: данный договор является “документом, свидетельствующим о переходе права собственности на недвижимое имущество… с отлагательными обстоятельствами”. Приведенная цитата не случайна, посредством этой нормы законодатель предупредил появление проблемы регистрации права собственности на недвижимость, определив договор аренды с выкупом правоустанавливающим документом. И хотя во Временном положении о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденном приказом Минюста от 07.02.2002 г. N 7/5, пока нет изменений, сила буквы закона пре одолеет чиновничье непринятие регистрации прав собственности на основании нового договора. Только мы имеем в данном случае рикошет по налоговым последствиям.
Для налогового учета не имеет значения ни дата вступления в силу отлагательных условий, ни то, что до уплаты платежей на выкуп в полном размере арендатор лишь владеет и пользуется жильем (п.2 Порядка N 242). Ведь не случайно в Законе о прибыли использована формулировка “предусматривающий”, а значит, операции, осуществляемые на основании любого договора, в результате исполнения которого происходит переход права собственности, считается “продажей (поставкой) товаров”. Получается, что операции по договору аренды с выкупом должны облагаться налогом в общем порядке, как обычная продажа? Впрочем, с точки зрения НДС, может быть и целесообразно принять позицию, что договор аренды с выкупом – это “поставка товаров”, и вопреки мнению ГНАУ (см. письмо от 03.06.2009 г. N 11586/7/16-1517-2611) попытаться воспользоваться “жилищной” льготой по НДС12, установленной пп.5.1.20 ст.5 Закона об НДС. Ведь существует письмо ГНАУ от 07.07.2006 г. N 12887/7/16- 1517-2613, в котором она признает “первой поставкой жилья” факт первичной регистрации прав собственности застройщиком на себя.
О проблеме выбора
Давать какие-либо рекомендации в данном случае весьма опрометчиво, однозначного ответа на самом деле нет. Описанная “диагностика” определений терминов Закона о прибыли (которые применяются и в контексте Закона об НДС) открывает два подхода учета операций по договору аренды жилья с выкупом, приводящие к совершенно различным налоговым последствиям. Так что налогоплательщики опять стоят перед проблемой выбора, и заметим, весьма не простой. А ведь этого бы не произошло, если бы законодатель, принимая Закон N 800, системно внес изменения в законодательное поле, в том числе и в налоговое. Так, чтобы внедрение новых правоотношений не порождало коллизий. Но, похоже, законодатель не считает необходимым извлекать опыт из своих же ошибок, ведь появление противоречий после нововведений – уже прижившаяся практика.
1 – Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденная приказом Минюста Украины от 03.03.2004 г. N 20 (прим. ред.).
2 – Порядок аренды жилья с выкупом, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. N 274 (прим. ред.).
3 – Приказ Минрегионстроя Украины от 24.06.2009 г. N 252 “Об утверждении Примерного договора аренды жилья с выкупом” (прим. ред.).
4 – Государственный классификатор Украины “Классификация организационно- правовых форм хозяйствования ДК 002:2004”, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 28.05.2004 г. N 97 (прим. ред.).
5 – Подробнее см.: Львова И. Квартирный вопрос: договорные варианты его решения // Бухгалтерия. – 2006. – N 41. – C.59-61 (прим. ред.).
6 – Науково-практичний коментар Цивільного кодексу України: У 2 т. – 2-е вид., перероб. і доп.- К.: Юрінком Інтер, 2006. – Т.II. – С.154-155 (прим. авт.).
7 – Подробнее см.: Подзе С. Предварительный договор в новых кодексах // Бухгалтерия. – 2003. – N 46. – C.60-64 (прим. ред.).
8 – Подробнее см.: Михайленко Д. Имущественные права: как доктрина права благоприятствует налогообложению // Бухгалтерия. – 2008. – N 32. – C.49-54 (прим. ред.).
9 – В Законе о прибыли также используется иное название – лизинг (п.1.18 ст.1), но во избежание путаницы в терминологии, далее в статье мы будем использовать слово “аренда”, подразумевая и лизинг. См. также: Голошевич И. Основы национального лизинга // Операции с основными средствами: все аспекты учета: Сборник систематизированного законодательства. – 2007. – Вып.2. – C.103-106; Львова И. Финансовый лизинг: суть правоотношений и их юридическое оформление // Многогранный учет: арендные отношения: Сборник систематизированного законодательства. – 2009. – Вып.3. – C.108-111 (прим. ред.).
10 – По мнению автора, “основные фонды” в налоговом законодательстве – это любая непотребляемая вещь в контексте ГКУ, а не только объекты, амортизируемые в налоговом учете. Подробнее см.: Голошевич И. Основные фонды: “цена” писем ГНАУ // Бухгалтерия. – 2008. – N 12 – C.43-46 (прим. ред.).
11 – Опубликовано на с.31 данного спецвыпуска (прим. ред.).
12 – Подробнее см.: Голошевич И. “Жилищно-гаражная” льгота: начало истории // Бухгалтерия. – 2008. – N 32. – C.59-63 (прим. ред.).
13 – Опубликовано: Бухгалтерия. – 2006. – N 32. – С.32 (прим. ред.).
Опубликовано в Бухгалтерии N31 (862) от 3 АВГУСТА 2009 года