Рынок лизинга коммерческих автомобилей: статистика и прогнозы рубежа 2013-2014 годов

Prosto лизинг бизнес-авто является привычной составляющей бизнес-процессов Европы и Америки, на равных конкурируя со сферой кредитования. О динамике развития украинского лизингового рынка в период 2010-2013 годов, о том, какие авто оказались наиболее востребованы, а также, каковы перспективы финуслуги в ближайшее время, говорили на IV Международной конференции по лизингу – рассказывает Prostobiz.ua

Динамика рынка развития лизинга авто

Спрос на финансовый лизинг c 2012 года вырос на 46%, в то время как оперативного – лишь на 10%. Такие данные привел Александр Кащеев, исполняющий директор Ilta Leasing  во время конференции. «Стоимость заключенных сделок за период первого полугодия текущего года составляет 1268 млн. грн. Что касается статистики предоставленных в лизинг авто, она такова: 2010 год – 4200 авто, 2011 год – 8400 авто, 2012 год – 11000, первое полугодие 2013 года – 4750 авто», – сообщил эксперт.

Как отметил Александр Кащеев, во втором полугодии следует ожидать большей динамики роста заключенных сделок, нежели в первом. При этом уровень проникновения в сегменте грузовых авто (больше 3 тонн) составляет 22,5%, в сегменте автобусов – 14%, легковых авто – 3,83%.

Массовая доля дочерних банковских лизинговых компаний увеличилась, и на сегодня представляет 68% украинского лизингового рынка. Доля независимых (от банков) лизингодателей не превышает 12%. Остальные 20% игроков рынка принадлежат автосалонам.

Ниша компаний, которые специализируются на оперативном лизинге, за 2012 год выросла на 10%, а компаний, специализирующихся на финансовом лизинге – на 46%.

Согласно данным, представленным на конференции, большая часть лизингополучателей – представители бизнеса. Они составляют 74% от общего числа клиентов, в то время, как доля общественных организаций – всего 4%. Еще 20% лизингополучателей – формально являются физлицами (но, по оценкам, не менее половины из них являются при этом предпринимателями и используют лизинговые авто преимущественно в бизнес-целях – таким образом, лизинг бизнес-авто составляет, возможно, не 80%, а все 90% рынка лизинга авто в Украине).

«В целом, в Украине доля лизинговых операций в финансировании покупки новых авто составляет 4%, в то время, как в других странах она выше 20%», – очертил потенциал развития рынка Андрей Рязанцев, глава правления Idea Bank . – Совсем неразвитым остается сегмент лизинга б/у автомобилей, наиболее популярными брендами в котором являются «ВАЗ», «Daewoo» и «Toyota»», – продолжил эксперт. Что касается лизинга новых авто, – здесь востребованными оказались Hyundai (-0,8 п.п. за текущий год), ZAZ (+0,26 п.п. за текущий год), Volkswagen (-0,32 п.п. за текущий год).

Какие факторы препятствуют развитию лизинга авто?

Йозеф Граф, глава правления Porsche Finance Group , отметил низкий уровень проникновения лизинговых операций на украинском рынке: если программы кредитования на покупку авто оставляют 22,3%, то лизинговые услуги – всего 3,8%.

«Основными препятствиями развития сегмента лизинга б/у авто являются: уплата НДС, которым облагаются операции, издержки на перерегистрацию авто, а также недостатки в существующих методах оценки рыночной стоимости объекта лизинга», – рассказал Андрей Рязанцев, глава правления Idea Bank. По мнению эксперта, банкам следует «тщательно подходить к процессу оценки кредитного риска и формированию процентной ставки, ведь уровень маржи лизинговых операций намного меньший, нежели, например, в случае с cash-кредитами».

Участники конференции сошлись во мнении, что недостаточный уровень финансовой грамотности граждан тормозит развитие рынка лизинга авто в Украине. «Мы отмечаем недостаточную осведомленность населения Украины о преимуществах лизинговых операций. Подавляющее их большинство, а именно 90%, узнают о таких программах у автодилеров. Отсутствие эффективных каналов информации порождает стереотипное мышление клиентов и недоверие», – прокомментировала ситуацию Илона Попенко, генеральный директор SPN Ogilvy Ukraine. В качестве оптимизации, эксперт представила новый подход в позиционировании лизинговых услуг на финансовом рынке страны. Он предполагает, прежде всего, доверительные партнерские отношения между лизинговой компанией и клиентом, а также индивидуальный подход.

Что ожидает рынок лизинга авто в 2014-16 годах?

Эксперты прогнозируют рост уровня рисковых операций на украинском рынке – вследствие чего качество портфеля лизинговых кредитов может ухудшиться. Такие предположения озвучил Ричард Кнубен, старший советник LeasEurope во время IV Международной конференции по лизингу.

Также, согласно прогнозам эксперта, рынок лизинга авто в ближайшие полгода – год (осень 2013 – осень 2014 годов) будет развиваться в рамках следующих трендов:

рост объемов лизинговых договоров;
маржа операций неизменна;
падение прибыли лизинговых компаний.
Серж Банзе, генеральный директор Peugeot Citroen Ukraine, прогнозирует увеличение доли сегмента легковых коммерческих авто на рынке лизинга. В то же время эксперт выразил обеспокоенность по поводу того, что средний возраст авто в Украине составляет 18-20 лет, в то время, как в Европе он не превышает 7 – 8 лет.

Эксперты лизингового рынка сошлись во мнении, что Украине понадобится не менее 5 лет, чтобы достичь показателей европейских рынков. Так, согласно данным Ричарда Кнубена ,старшего советника LeasEurope, клиентами европейских лизинговых компаний являются: представители бизнеса (74%), физлица (20%) и социальные организации (6%). При этом 60% портфеля лизинговых кредитов составляют пассажирские авто. Эксперт выразил обеспокоенность по поводу попыток пополнить Бюджет за счет повышения налогов на лизинговые операции.

Мнение экспертов

Андрей Рязанцев, глава правления IdeaBank

В основном, по завершении срока контракта оперативного лизинга, имущество вновь становится собственностью лизингодателя. В таком случае, компания несет дополнительные расходы на поиск нового клиента, юридическое переоформление. К сожалению, случаи, когда клиент обращается в компанию с целью замены автомобиля, очень немногочисленны, – еще не выработалась соответствующая культура бизнеса. Поэтому договор финансового лизинга дает больше гарантий того, что по его окончанию, лизингодатель получит полную амортизационную стоимость автомобиля, а не транспортное средство.

Что касается ценовых параметров услуги, а – они достаточно гибки. Например, в случае совместных программ с автосалонами, можно сформировать более лояльную стоимость. Размер скидки определяется в индивидуальном порядке, в основном, колеблется в диапазоне от 1% до 10%. Многое зависит от сложившейся на авторынке конъюнктуры: например, когда дилеру нужно сбыть большую партиютранспортных средств – он может идти на значительные уступки. Банк, со своей стороны, заключая контракт с корпоративным платежеспособным клиентом, также предложит программу лояльности.

Что касается качественного наполнения лизингового контракта, клиенту выгоднее прописать как можно больше дополнительного сервиса, входящего в стоимость услуги. Например, плановое техобслуживание транспортного средства. В случае, если компания не выполняет сервисные обязательства, лизингополучатель может оспорить размеры периодических платежей.

Илона Попенко, генеральный директор SPN Ogilvy Ukraine

Для нас, как для коммуникационного агентства, соцсети – это один из важных информационных каналов. С их помощью можно донести преимущества того или иного сервиса, товара. Лизинг – не исключение. В то же время, следует заниматься постоянным мониторингом целевой аудитории, изучать «портрет» наиболее активных посетителей. То есть, понимать, с какой целью они посещают страницу группы. В качестве эффективного коммуникационного канала с потенциальными лизингополучателями, наше агентство рекомендует проводить встречи с представителями СМИ, пресс-конференции, заниматься повышением финансовой грамотности населения.

Prostobiz.ua