Основные претензии участников рынка связаны со сложностью внесения в Госреестр новых финучреждений, получением формальных отписок от регулятора при лицензировании и нарушением сроков рассмотрения документов. «Наша компания подала документы на внесение в Госреестр финучреждений 6 апреля, через почти два месяца, 29 мая, было вынесено распоряжение НФУ о том, что заявление оставлено без рассмотрения. Получить же его удалось лишь 12 июня. Хотя рассмотреть документы должны были в течение месяца, а отправить заявителю — в течение пяти дней. Причины, указанные в распоряжении, не выдерживают никакой критики»,— рассказал директор факторинговой компании «Омега» Ярослав Контуш.
Среди обстоятельств, по которым заявление оставлено без рассмотрения,— отсутствие в пакете документов скоросшивателя, информации об органе выдачи свидетельства о госрегистрации (согласно законодательству в выписке из Единого государственного реестра отсутствует даже соответствующая графа) и другие формальные причины. По словам господина Контуша, после повторной подготовки пакета документов компания обнаружила, что попросту не может заполнить регистрационную карточку на сайте Госфинуслуг, так как в ней содержится информация о том, что компания уже подала документы в комиссию.
Через месяц на сайте Нацкомфинуслуг стала вообще недоступна опция подачи карточки о регистрации новой финансовой компании.
«Нацкомфинуслуг создала настолько закрытые условия работы, что узнать о судьбе поданных документов на регистрацию или лицензирование невозможно, поскольку сайт не содержит ни одного контактного телефона, а записаться на прием невозможно, так как комиссия является единственным госорганом, который официально отказывается принимать представителей юридических лиц. Компании поставлены в такие условия, что им приходится ждать милости от Нацкомфинуслуг или обращаться к посредникам»,— сетует Елена Стрелец, директор юридической компании «Стайлинг».
Исчерпав легальные способы внести компанию в Реестр финучреждений, ее представители направили иск в Окружной административный суд г. Киева. «Мы считаем, что комиссия сознательно создает условия для коррупционных действий, потому мы также обратились с жалобой в Генпрокуратуру и профильный комитет ВР»,— добавил господин Контуш.
В Нацкомфинуслуг признают, что сложившаяся ситуация провоцирует массу жалоб и не устраивает ни участников рынка, ни саму комиссию. Но для проведения качественных изменений нужно время.
Напомним, согласно указу президента о ликвидации Госфинуслуг и создании Нацкомфинуслуг на ликвидацию старого органа и обеспечение полноценной работы новой комиссии отводилось шесть месяцев. Этого времени оказалось явно недостаточно, судя по тому, что штат Нацкомфинуслуг укомплектован всего на 25%. Но и прогнозировать то, когда комиссия заработает в полную силу, очень сложно. «Нужно укомплектовать штат соответствующего отдела, который будет заниматься обслуживанием и ведением Госреестра. Ситуация усложняется и тем, что реестр сегодня ведет Госфинуслуг и решения Нацкомфинуслуг могут быть внесены в реестр только в результате переписки между органами. Иначе это будет анархия и сплошные злоупотребления. Время на то, чтобы вывести Госреестр на нормальное функционирование и снять все замечания и проблемы участников рынка, не может исчисляться месяцами и неделями, но и за один день эти вопросы не решишь. Нас нынешняя ситуация не устраивает тоже, нам поступает много жалоб, потому как у участников нет доступа к реестру»,— объясняет Николай Бурмака, член Нацкомфинуслуг.
С сайтом комиссии сложилась и вовсе драматическая история. При попытке входа на сайт dfp.gov.ua всплывает окно с информацией, что данная страница может атаковать компьютер и является небезопасной. Наполнение портала также не отвечает требованиям к сайтам органов исполнительной власти. Контактная информация отсутствует, а при попытке зайти в большинство рубрик всплывает указ президента о ликвидации Госфинуслуг. «Проблемы с сайтом являются самыми животрепещущими в работе с рынками финучреждений. Сайт находится на балансе Госфинуслуг, которая ликвидируется. В ближайшие две недели планируется его передача Нацкомфинуслуг. Рассматривается вариант редактирования действующего сайта для нужд Нацкомфинуслуг. Вариант о существенной модернизации сайта в соответствии с требованиями к сайтам органов исполнительной власти требует усилий и средств и является вопроcом отдаленного будущего»,— добавил господин Бурмака.
Что же касается причин, по которым комиссия отказывается рассматривать заявления участников рынка, то члены НФУ отмечают, что руководствуются существующей нормативной базой. При попытке закрыть глаза даже на откровенно нелепые требования нормативных документов они опасаются стать объектом расследования Генпрокуратуры, которая может счесть такие действия недобросовестными. «Нормативная база Нацкомфинуслуг морально, технически и идеологически устарела, и ее нужно менять радикально. Надо совершенствовать требования в плане прозрачности взаимодействия участников рынка с регулятором, снимать надуманные и формальные требования по разрешительным процедурам. В то же время надо усиливать регулирование деятельности финучреждений. Складывается парадоксальная ситуация — получить лицензию сложно, но после этого участник рынка может делать все что угодно. Потом комиссия гоняется за участником с инспекциями и проверками»,— резюмирует господин Бурмака.
Похожая ситуация и с другими рынками, подконтрольными комиссии. Из 49 пакетов документов, поданных в НФУ с мая по июль, положительное решение было вынесено лишь в 10 случаях, в том числе 27 заявлений оставлено без рассмотрения.
От себя отметим, что реформирование нормативной базы, как и разрешение проблем с сайтом и Госреестром, займет время. До того участникам рынка придется ждать и в очередной раз подавать документы, в надежде, что все требования НФУ в этот раз удалось учесть.