Анализ законопроектов о упрощении ввоза электрокаров

С начала октября в Верховной Раде были зарегистрированы сразу четыре законопроекта, предусматривающих пересмотр существующих налоговых правил ввоза электроавтомобилей и предоставления их владельцам дополнительных льгот.

Парад электрозаконов

В настоящий момент в ВР болтается 6 разных версий электромобильных законов, так или иначе призванных удешевить автомобили на электрической тяге для украинцев и стимулировать развитие рынка. И это, не считая громкого проекта министра инфраструктуры Владимира Омеляна, который так и не добрался до стен парламента.

Большинство из них не отличаются оригинальностью и предлагают в том или ином виде установить налоговые послабления на ввоз электромобилей. Разнятся формы предоставления льгот и сроки, на которые предлагается их утвердить. Однако некоторые законопроекты выделяются на общем фоне. Они предлагают не только сделать электромобили доступными, но и предпринимают робкую попытку хоть как-то стимулировать развитие электромобильной инфраструктуры.

Впрочем, у всех них есть одна общая деталь: дальше рассмотрения в комитетах ни один из проектов не пошел. Хотя некоторые из них пылятся в Раде больше 15 месяцев. Да и тот единственный проект, которому удалось проскочить через сессионный зал, принимался в общей сложности почти год.
Вопреки насыщенному информационному фону, благодаря которому у украинцев создается иллюзия светлого электромобильного будущего, за три года разговоров на тему стимулирования «индивидуального электротранспорта» в ноябре 2015-го был принят лишь один тематический законопроект №1674. Который до 1 января 2020 года обнулил пошлину при ввозе электромобилей, составлявшую до того 8-10%.

Эксперты отнеслись к щедрости народных депутатов скептически. Поскольку представленные льготы понизили конечную цену для потребителей всего на 7-8%. В то время как основная налоговая нагрузка в виде НДС, регистрационного сбора в Пенсионный фонд и акциза, никуда не делась.

Что и как предлагают стимулировать

Большая часть поданных законопроектов предлагает отменить НДС 20% для электромобилей, а также освободить их от акциза (в 2016 году был снижен до 109 евро за 1 электромобиль). Отличаются только сроки действия льготных условий налогообложения. Одни предлагают ослабить налоговую нагрузку до 31 декабря 2022 года, другие — до конца 2024 года.
Впрочем, ряд законопроектов не ограничиваются одним только удешевлением. К примеру законопроект двух нардепов (Батькивщина) «О создании условий для распространения и популяризации электромобилей в Украине» (№7156) предлагает освободить от НДС не только сами электромобили, но и услуги такси, которые предоставляются на электротяге, а также операции лизинга и проката.

Он также обязывает местные власти оснастить парковки зарядными устройствами в количестве не менее 5% от общего количества паркомест. А водителей предлагает освободить от оплаты парковки на срок до конца 2025 года.

Законопроект №7177 от 5 октября 2017 года авторства группы депутатов и вовсе рассматривает вопрос в плоскости уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Ради которого и предлагает кроме пожизненной отмены НДС и акциза на покупку автомобиля не облагать налогом заодно и ввоз зарядных устройств для электромобилей. Освободить от НДС такси и прокатчиков.

Кроме того, снять с ввозимых электромобилей обязательство уплаты сбора в Пенсионный фонд, а также навсегда освободить электромобилистов от транспортного налога. Также законопроект предлагает не лицензировать деятельность по перепродаже электроэнергии тех предприятий, которые станут заниматься исключительно зарядкой электрокаров.

Шансов мало

По подсчетам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, которые он продемонстрировал весной нынешнего года на презентации собственной концепции развития рынка электромобилей, в случае отмены НДС, акциза и сбора в ПФ, цены на электромобили в Украине могут снизиться еще примерно на 21%. Таким образом стоимость индивидуального электротранспорта будет сопоставима с автомобилями, оборудованными ДВС.

Правда, шансы на принятие хотя бы одного из внесенных в Раду законопроектов невысоки. Эксперты поясняют: парламент с опаской относится к проектам, предлагающим отменить НДС. Ведь кроме того, что это напрямую влияет на доходы бюджета, в будущем потребовать льгот могут и другие, не менее важные и нужные для страны сектора экономики.

Между тем, рынок электромобилей в Украине растет даже невзирая на фактическое отсутствие неоднократно обещанных льгот. Так, согласно данным ассоциации Укравтопром, за первые 5 месяцев 2017 года в Украине были зарегистрированы (проданы) 958 электромобилей, что в 2,8 раза больше, чем годом ранее.

До этого ГФС сообщала, что с января по май 2016 года в Украину ввезли 822 электромобиля, что на 12,5% больше, чем за весь 2015 год.

Источник UBR