Кредиторы полюбили аграриев

Дефицит платежеспособных заемщиков обострил конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями за сельхозпредриятия

По данным Национальной ассоциации банков Украины (НАБУ), в июне сельхозпредприятия заняли третье место в рейтинге наиболее активных заемщиков. По сравнению с маем объем выданных им новых кредитов вырос на 35%, тогда как в промышленности — лишь на 23%, а в торговле — только на 14%. Всего в первый месяц лета банки профинансировали предприятия на 113 млрд. грн., 6% этой суммы (почти 6,7 млрд. грн.) досталось сельхозпроизводителям. «АПК продолжает интенсивно развиваться. Он показывает рост, которым не может похвастаться ни один из других секторов экономики. Поэтому интерес банков к заемщикам­агропредприятиям как к наиболее перспективной и высокодоходной отрасли будет только увеличиваться», — говорит заместитель председателя правления по корпоративному бизнесу ПУМБ Алексей Волчков. По подсчетам Минагрополитики и продовольствия, за шесть месяцев 2013 г. банковским кредитованием воспользовались почти 2 тыс. сельхозпредприятий. Наиболее предпочтительной категорией заемщиков были компании агропромышленного сектора, львиная доля продукции которых идет на экспорт.

В первом полугодии банкиры активно снижали ставки по депозитам, поэтому смогли предложить крестьянам кредиты по более лояльной цене. Если в 2012 г. ставки по гривневым кредитам в среднем по Украине достигали 22–24% годовых, то к концу первого полугодия 2013 г. они снизились до 18–21% годовых в гривне и 13–17% в валюте. По словам первого заместителя председателя правления банка «Хрещатик» Юлии Тур, ставки по агрокредитам в ближайшие месяцы могут упасть еще на 1–1,5%.
Кредитные ноу­хау
Сравнительно дешевое финансирование банкиры стараются предлагать и за счет всевозможных партнерских проектов с производителями. «Например, в нашем банке действует специальная программа финансирования на покупку сельскохозяйственного оборудования, разработанная совместно с ЕБРР и компанией «Джон Дир». В ее рамках ставки стартуют от 13,95% годовых в гривне. Другую партнерскую программу, нацеленную на приобретение средств защиты растений, мы запустили совместно с ООО «Байер». Она предусматривает вексельную форму расчетов и предполагает отсрочку платежа до девяти месяцев», — рассказывает директор департамента региональных корпоративных клиентов «Райффайзен Банка Аваль» Николай Волков.

Основные критерии получения финансирования — стабильное финансовое состояние заемщика и успешный опыт проведения не менее двух сельскохозяйственных циклов. В качестве залога банкиры готовы рассматривать фактически все возможные типы активов — от сельхозтехники и недвижимости до депозитов и будущего урожая.

Вскоре у крестьян должен появиться еще один источник дешевого финансирования — оформление ссуд под аграрные расписки (соответствующий закон вступил в силу еще весной 2013 г.). Фермеры смогут оформлять два вида таких бумаг — товарные и финансовые. Первые дадут возможность получать деньги в обмен на будущие поставки товаров. Вторые (близки к классическим кредитам) предусматривают погашение долга живыми деньгами. Крестьяне смогут брать в долг под аграрную расписку не только деньги, но и различные товары — технику, удобрения, семена, топливо и т.д. Предполагается, что значительные объемы вливаний в отрасль будут обеспечивать не только банки, но и трейдеры сельхозпродукции, производители удобрений и посевного материала.

Правда, пока агрохозяйства не могут воспользоваться новым инструментом. Для оформления первых сделок по товарным распискам необходимо сформировать специальный госреестр, средства на создание которого должны быть выделены из бюджета. «Кроме того, чтобы этот механизм начал работать, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс. Иначе операции с финансовыми расписками будут рискованными — налоговые последствия их оформления по сегодняшним правилам неясны», — говорит Николай Волков. Если эти проблемы утрясутся еще до конца года, уже в 2014 г. представители АПК смогут получить с помощью расписок несколько миллиардов гривен дополнительных кредитных средств.

Дело техники

В борьбу за агропредприятия все активнее включаются и лизинговые компании. По данным ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», в 2012 г. объем сделок с аграриями увеличился по сравнению с 2011 г. почти вдвое и составил около 4,3 млрд. грн.
В 1 квартале 2013 г. договоры финансового лизинга превысили 20,2% в общем объеме заключенных сделок. При этом их удельный вес вырос на 4% против аналогичного периода 2012 г. Лучшую динамику показывает лизинг сельхозтехники. «Уровень изношенности техники и оборудования, используемых агропромышленными компаниями, очень высок. Лизинг — один из наиболее эффективных инструментов финансирования их закупок. Потенциал роста этого сектора на 2013 г. — порядка 10%», — считает начальник отдела корпоративных продаж компании «ОТП Лизинг» Вадим Кудрей.

Преимущества лизинговых программ по сравнению с кредитными — более лояльные требования к финансовому состоянию лизингополучателя, отсутствие обязательных требований по дополнительному залогу, а также возможность получения сельскохозяйственной техники в короткие сроки (по некоторым программам — от пяти рабочих дней). Эффективные ставки финансирования в среднем составляют 21–23% годовых в гривне и 11–12% в долларах. «Но в рамках совместных программ лизинговых компаний и производителей ставки могут быть гораздо ниже рыночных — от 7% годовых в гривне», — говорит генеральный директор компании «VAB Лизинг» Людмила Золотарева. Как правило, эффект дешевизны достигается за счет того, что поставщик сельхозтехники сам компенсирует часть ставки по акционным предложениям.
Помимо этого лизинговые компании могут предложить клиентам дешевое финансирование, номинированное в инвалюте. «Лизинговые компании получают финансирование в иностранной валюте от своих материнских структур, поэтому они могут предложить более выгодные процентные ставки, чем банки», — говорит Николай Волков. К тому же банкиры могут ссужать СКВ лишь экспортеров, получающих валютную выручку.

Привлечь капитал на иностранных фондовых площадках у аграриев практически нет шансов. Снижение цен на сельхозпродукцию из-за высокого урожая зерновых в мире делает неинтересными инвестиции в агрокомпании в целом. А высокие страновые риски Украины еще больше портят имидж эмитентов. «Проведению первичных размещений не способствует и ожидаемая девальвация гривни — инвесторы ожидают, пока компании подешевеют. Кроме того, Варшавская фондовая биржа — популярная в последнее время площадка, где проводилось большинство IPO, — уже наелась украинскими агрокорпорациями», — отмечает директор департамента инвестиционно-банковских услуг Concorde Capital Виталий Провоторов. Ситуацию усугубляют негативные новости о компаниях, чьи акции уже котируются на биржах. Последний пример — ситуация с «Агротоном», недавно допустившим технический дефолт по еврооблигациям. Невозможность рассчитаться с долгами компания аргументировала блокировкой средств на Кипре и слабым операционным кэш-флоу. Сразу после объявления дефолта акции «Агротона» на Варшавской бирже обвалились на 36,4%.

«Недавно Украина была включена в десятку стран с высоким риском дефолта в этом году. Учитывая этот факт, любые крупные сделки аграрных компаний на мировых рынках капитала маловероятны, по крайней мере до 2014 г.», — считает генеральный директор инвестиционной компании SP Advisors Ник Пиацца. Украинские сельхозпроизводители едва ли смогут рассчитывать на успех и на внешних рынках заим­ствований. В первом полугодии 2013 г. агрохолдинги довольно успешно одалживали капитал: «Мироновский хлебопродукт» разместил евробонды на $750 млн., «Укрлендфарминг» — на $500 млн., «Мрия Агрохолдинг» — на $400 млн. «Во втором полугодии этот вариант может оказаться доступным только для самых больших и прибыльных украинских компаний. Но он точно не станет альтернативой IPO для компаний с малой и средней капитализацией. Так как объем выпуска евробондов, который сможет заинтересовать инвесторов, должен быть не менее $200 млн.», — прогнозирует вице-президент департамента корпоративных финансов VISUM Capital Марина Фомина. Кроме того, за последние месяцы стоимость долгового финансирования для украинских заемщиков возросла примерно на 2%. В связи с этим ряд планировавших размещение еврооблигаций компаний будут вынуждены перенести его на 2014 г.

fin.org.ua