Авиационный лизинг обошел железнодорожный по темпам роста в России

В России отмечен высокий спрос на предоставление в долгосрочную аренду (лизинг) авиационного транспорта – объем сделок, заключенных за три квартала года, увеличился более чем на 400% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Доля данного сегмента рынка возросла с 3% до 16%, свидетельствует обзор, подготовленный рейтинговым агентством “Эксперт РА”, передают Известия.

Железнодорожный сегмент, являвшийся на протяжении последних лет драйвером роста, напротив, теряет свои позиции. Объем сделок по передаче в лизинг ж/д вагонов сократился по итогам девяти месяцев года на 33%. В итоге уменьшилась и доля этого сегмента на рынке – с 54% по результатам девяти месяцев 2012-го до 37% к октябрю 2013-го.

Правда, отмечается общее сокращение рынка. Так, по итогам девяти месяцев года объем заключенных сделок составил 940 млрд рублей (28,3 млрд долларов), что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2012-го. Сдерживающим фактором развития рынка оперативного лизинга в России, говорят его участники, является российский менталитет – бизнесмены предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду.

По прогнозам “Эксперт РА”, при оптимистичном сценарии по итогам года лизинга ж/д техники будет занимать около 30% рынка лизинга, тогда как доля авиационного транспорта вырастет до 25%.

Толчком для развития авиасегмента рынка стали стимулирующие программы государства. Так, перевозчикам предоставляются субсидии из бюджета на возмещение части затрат на уплату платежей за воздушные суда, предоставленные лизинговыми компаниями. Документ направлен на развитие в стране региональных перевозок. В рамках программы в прошлом году авиакомпании получили в долгосрочную аренду 26 самолетов. По оценкам Минтранса, по итогам текущего года будет субсидирован лизинг до 40 воздушных судов.

Сказался на развитии авиационного лизинга и выход на рынок после 2008 года дочерних компаний госбанков, имеющих доступ к относительно недорогому фондированию. По данным Государственной транспортной лизинговой компании, околобанковские лизинговые компании могут себе позволить предлагать надежным клиентам низкие ставки (до 7-8% вместо 10-12%).

ЦТС