Лизинг от А до Я: Какое будущее ждет финансовую услугу

На НВ подходит к завершению цикл материалов о лизинге, в котором мы рассказываем об удобном для бизнеса и обычных граждан инструменте из мира финансов.
В мире и в Украине этот сервис набирает популярность – мы решили заглянуть в недалекое будущее и оценить перспективы лизинга в будущем.
Как вы помните, лизинг – это своего рода кредит, при котором клиент получает в свое пользование некую технику, например, станки, компьютеры или автомобили, от компании. Само собой, за определенную плату. Фишка лизинга в том, что после обусловленного срока оборудования становится собственностью пользователя. Или же возвращается лизингодателю, в том числе в обмен на более новые модели.
Форма этой услуги как и спрос на нее будет меняться – и движущей силой станут новые общественные тенденции.
Лизинг и “облака”
В собравшей сотни миллионов долларов инвестиций компании “такси” нового поколения, Lyft, считают, что в будущем бизнесу не нужно будет владеть техникой или оборудованием. Джон Циммер, сооснователь предприятия, уверен, что уже скоро предприятия откажутся от покупки собственных мощностей – их будут брать в аренду или лизинг. Он проводит параллель с IT-инфраструктурой – уже никто не стремится иметь собственные дата-центры, все уходят в “облака”.
По этой модели – общего доступа и экономики совместного потребления – в будущем будет работать большинство привычных человеку сфер, уверен Бен Принг, вице-президент исследовательской компании Cognizant Technology Solutions. Он полагает, что в будущем лизинг тесно сблизится с сервисами, которые работают по “сетевому принципу”.


“Мы стремительно несемся в эру, когда собственность больше не будет отвечать здравому смыслу, а скорее станет крайней мерой”
 

 
Компании же постепенно приходят к пониманию: то, что раньше считалось активами (складские помещения, программное обеспечение, современное оборудование), на самом деле – пассивы, говорит Принг. Он поясняет, что приобретение и владение вещами мешает не только зарабатывать “завтра”, но и оптимизировать свои расходы “сегодня”. Поэтому различные формы лизинга, по словам эксперта, будут развиваться и все плотнее проникать во все области бизнеса.
Новое поколение потребителей и отказ от личных авто
Времена меняются, на арену потребления выходят миллениалы – поколение 1990-х и 00-х. Его представители предпочитают, к примеру, Uber, потому что не хотят покупать машины, но стремятся к удобству, говорит один из инвесторов инновационного сервиса “такси”, “Машины для миллениалов – это средство передвижения, а не способ показать социальный статус”, – отмечает Билл Гёрли из Benchmark Capital.
Соотношение цены и комфорта, прогнозируют ученые, сделают ненужным владение автомобилем

Исследование Колумбийского университета выяснило, что всего 9000 автономных автомобилей Uber смогут заменить все нынешние такси в Нью-Йорке. При таком сценарии пользователям придется ждать машины в среднем 36 секунд, а цена составит 50 центов за милю. Соотношение цены и комфорта, прогнозируют ученые, сделают ненужным владение автомобилем, а “облачный транспорт” вытеснит как  обычные личные авто, так и общественный транспорт.
Сами же автомобили в таком случае тоже не будут приобретаться компанией или водителями. Их гораздо проще будет взять в лизинг, чтобы иметь возможность при необходимости обменять на более новые и технологически продвинутые модели.
Сухой взгляд
В профессиональных ассоциациях лизингодателей смотрят на будущее с меньшей долей фантастики. Алан Лисмит, глава американской Alta Group, считает, что грядущее годы принесут немало возможностей для лизингового бизнеса. Спрос на оборудование будет всегда, убежден он, особенно на фоне выхода мировой экономики из затяжного периода замедления. “Будут возможности и для новых продуктов, и для развития новых способов финансовой поддержки. И, само собой, вечнорастущие шансы на развивающихся рынках, которые готовы к новым вызовам”, – говорит он.

Спрос на оборудование будет всегда

 
 
Впрочем, и самой лизинговой индустрии придется меняться, добавляет Ральф Петта, глава Equipment Leasing and Finance Association. Он отмечает, что ключевой задачей для лизингодателей при “ошеломительной скорости нынешних перемен в бизнесе” остается поиск путей, которыми лизинг может удовлетворять меняющийся спрос.
«Нам кажется, что доля проникновения лизинга в покупках новых активов будет и дальше увеличиваться. В 2016 году на рынке авто она увеличилась до рекордных за всю историю Украины 9%.Т.е. каждая 11-я машина в стране продавалась в лизинг. В Европе эти показатели на уровне 25-30%. Например, в Венгрии OTP Leasing финансирует в год 15-20 тыс. новых машин при общем рынке в 60-70тыс. т.е. наша компания имеет около 20-25% доли всего авто рынка, но есть же еще и другие игроки… На рынке агроактивов в Украине эта доля по нашим оценкам уже выше чем в авто: 15-17% и она дальше будет расти.
Постепенно клиенты все больше переходят на европейские рельсы финансирования авто, тракторов, вагонов – где главное не право собственности, а право использования

«При этом это намного экономичнее с точки зрения костов» – Андрей Павлушин, генеральный директор ОТП Лизинг.
Аналитики компании PWC в свою очередь видят несколько ключевых особенностей развития лизинга в будущем. По их мнению, разница между операционным и финансовым лизингом сотрется. Стоимость услуги будет значительно зависеть от срока соглашения, а также от возможностей его продления, прогнозируют они. Кроме того, остаточную стоимость оборудования будут оценивать уже в начале периода лизинга, а также пересматривать в оговоренные контрактом “отчетные сроки”.
“Развитие рынка может значительно изменить бизнес-модели лизингодателей. Им придется настаивать на преимуществах лизинга, его выгоде для клиентов, а также пересматривать существующие продукты”, – заключили в PWC.