После ухода паникеров мы стали хорошо зарабатывать – глава крупной лизинговой компании о ситуации в отрасли

Генеральный директор лизинговой компании Украинский лизинговый фонд Александр Кощеев говорит, что тот, кто продолжает работать и делает это хорошо, сейчас растет

Рынок лизинговых услуг – один из тех, на который сильнее всего повлиял закон о снижение акцизов на импортные автомобили. Само ожидание этого документа повлияло на продажи автомобилей сильнее, чем его принятие.
При этом целый ряд операторов лизингового рынка, работающие в автомобильном сегменте, показывают довольно значительный рост в объеме 50-60% в год.
О том, что происходит на рынке автомобильного лизинга и что его ожидает в ближайшее время НВ Бизнес рассказал генеральный директор крупной лизинговой компании Украинский лизинговый фонд и исполняющий обязанности председателя совета директоров Украинской Ассоциации лизингодателей Александр Кощеев.
– Как на лизинговые компании повлиял недавний закон о снижении акциза на импорт б/у автомобилей? Автомобильные компании говорили, что у них из-за этого был провал продаж в июле.
– Если кратко, то на лизинговые компании, как и на автомобильные, это влияет уже почти год. Публичное обсуждение этого закона продолжается уже довольно давно. Но в моем понимании эта законодательная инициатива – чистой воды популизм. К сожалению, для очень большой прослойки общества идея дешевых автомобилей из-за границы так и осталась мечтой. Обсуждение закона отложено влияло на авторынок, объемы продаж новых машин. Также он сильно повлиял на стоимость подержанных автомобилей. Лизинговые компании, финансируя покупку новой машины, несут риски собственности. Ведь если клиент не платит, этот автомобиль нужно реализовывать на вторичном рынке. И когда цены там падают, мы либо больше рискуем, либо должны увеличивать авансы и сокращать сроки договоров лизинга.
Кроме того, существует еще и операционный лизинг, когда клиенты изначально не планируют выкупать машины. В этом случае лизинговые компании несут риск собственности на всех этапах договора. Мы покупаем машину, часто не имея даже аванса от клиента, потом еще 2-4 года держим ее у себя на балансе и обслуживаем. Мы изначально знаем, что рано или поздно будем ее продавать. Соответственно, такие договора лизинговые компании заключают с учетом того, что рынок уже упал. Как правило, слухи, домыслы и ожидания влияют больше, чем свершившиеся факты. Мое мнение, что в том виде, в котором закон принят, он не так сильно повлияет на цены на вторичном рынке автомобилей, как его ожидание. Нельзя сказать, что уже завозятся большие объемы автомобилей. По недавнему докладу руководителя фискальной службы таможенное оформление по сниженным ставкам акциза прошли чуть более 500 импортных автомобилей. Это капля в море. Я очень хочу считать, что Украина выросла из того, что машина – это что-то пригнанное из Польши, Германии или Франции. Уже много лет авторынок строил здесь цивилизованную инфраструктуру. Мы видим замечательные автогородки и многих профессионалов, которые работают в этом бизнесе. И сейчас делать вид, что всего этого нет – просто глупо.
– Но потребитель всегда хочет низкую цену. Многие уверены, что цена на автомобили в Украине гораздо выше, чем за рубежом.
– Разницы в разы однозначно нет. Конечно, могут быть ситуационные вещи, когда действительно существует 15% разница между двумя автомобилями. Но я думаю, что законодатель должен смотреть глубже. Зачем нам эти машины здесь? Какой смысл ввозить 4-5-летние машины, которые через 5 лет станут металлоломом и будут валяться на складах? Мы должны думать, как что-то создать и вывезти, а не ввезти в страну что-нибудь ненужное.
– Что сегодня происходит с лизинговым рынком Украины?
– Рынок автопродаж заметно расшевелился по сравнению с прошлым годом. Прирост за полугодие более 50%. Как следствие положительная тенденция наблюдается и в лизинговых продажах, ведь исторически на нем сконцентрирована деятельность лизинговых компаний.  При этом для экономики Украины наиболее интересно то, что в этом году есть прирост по финансированию сельскохозяйственного сектора. Сейчас мы как Украинская ассоциация лизингодателей анализируем эти показатели, пытаемся максимально собрать статистику, чтобы понять важные, интересные тренды.
Если резюмировать, то по сравнению с тяжелым прошлым годом, происходит восстановление по основным рынкам, на которых присутствует лизинг, – это сельхозоборудование и автомобили – они растут. И мы растем вместе с ними. Но пока еще нельзя сказать, что вернулись иностранные инвесторы, которые были драйвером роста в прошлые годы или что удалось привести в порядок законодательную базу. Над этим надо работать.
– Сколько в парке вашей компании сельхозтехники, а сколько автомобилей?
– Сельхозтехника в нашем парке занимает немного – до 10%. В большинстве это легковые и грузовые автомобили. Сейчас много проектов с крупным и средним бизнесом по финансированию грузовых автомобилей. Уже передали клиентам предметы лизинга, которые используются в строительстве дорог. Относительно легковых авто, в нашей компании большой объем Toyota.Украинский лизинговый фонд является эксклюзивным лизинговым партнером BMW Financial Services в Украине. Сейчас мы более активно начали работать с брендом Renault. Это очень интересный бренд, потому что по соотношению цена-качество они дают предложения, которые очень интересны малому бизнесу. Мне очень приятно, что те деньги, которые мы даем, попадают к малым предпринимателям. Я верю, что именно малый и средний бизнес может повлиять на подъем украинской экономики.
– Какой из видов лизинга наиболее популярен? Который больше похож на аренду или тот, что на кредит?
– Ситуация не меняется уже очень много лет. Она заключается в том, что есть профессиональные пользователи автопарков, которые выбирают лизинг как услугу и хотят иметь полный комплекс технического обслуживания, администрирование действующего автопарка, наличие подменных машин. Этот пул клиентов стабилен, и он развивается. Если отбросить циклические вещи, экономический спад и кризисы, то он расширяется за счет того, что все больше компаний считают машины средством передвижения и не видят смысла иметь собственные крупные автопарки или набирать людей с машинами, а потом думать, как компенсировать деньги через фонд оплаты труда. Им легче обратиться в лизинговую компанию за необходимым количеством автомобилей. Чаще это крупные иностранные компании и их представительства или современные украинские компании. Этот рынок развивается, но, к сожалению, с поправкой на кризисы, которые у нас идут один за другим. Другая часть рынка – это небольшие украинские компании и физлица, для которых лизинг – это альтернатива покупки в кредит. Он может быть удобнее, потому что лизинг по умолчанию предусматривает регистрацию и страховку. При страховых случаях с возмещением по этим автомобилям редко бывают проблемы, так как лизинговая компания тщательно отбирает страховых партнеров и является для страховых компаний крупным клиентом. Плюс – это официальный, белый канал, по которому автомобиль приходит на рынок.
– То есть меньше шансов купить ворованную машину?
– В том числе и это. Кроме того, люди перестают бояться самого лизинга. Их уже меньше пугает, что в техпаспорте нет их имени. С другой стороны, сами финансовые институты даже в рамках существующих банковских групп, предпочитают предоставлять услуги лизинга, а не выдавать автокредиты. Это дает больше возможностей организовать услугу цивилизованно и предоставляет большую защиту актива, если начинаются неплатежи и дефолты.
– А что с законодательной базой в сфере лизинга? Каких законов не хватает?
– В целом не все так плохо, регулирование – одно из лучших среди постсоветских стран. Но есть несколько моментов, которые необходимо разрешить для предотвращения дальнейшего сжимания рынка, который и без того сократился уже вполовину по сравнению с докризисным уровнем.
Наиболее проблемным выглядит вопрос налога на добавленную стоимость в ситуации досрочного возврата предмета лизинга. С 1 января 2015 года вступила в силу новая версия закона об электронном администрировании НДС. При изъятии предмета лизинга должник зачастую не желает регистрировать налоговую накладную, а лизинговая компания не может на это повлиять. Процедура обжалования, существовавшая до указанной даты, полностью снимала данную проблему. Теперь же, получив предмет лизинга без НДС и в дальнейшем продав его, лизинговая компания еще раз платит этот налог в бюджет. Это категорически неправильно с точки зрения экономической справедливости.
Мы говорим об этом уже полтора года на всех уровнях. Украинская Ассоциация лизингодателей пыталась внести соответствующую норму в разные налоговые законопроекты, но вопрос по-прежнему остается открытым. Тем временем страдает и сокращается честный и прозрачный бизнес.
Есть еще одна проблема, которую хотелось бы решить, поскольку лизинговые компании активно работают на рынке б/у автомобилей. Источником автомобилей с пробегом в большинстве случаев являются физические лица, которые не являются плательщиками НДС. Покупая у них машину и передавая ее в лизинг, лизинговая компания должна платить НДС за всю стоимость. Не так давно аналогичная проблема была окончательно решена для автодилеров, и сегодня они уже могут проводить данные сделки. Мы пытались предусмотреть, чтобы и лизинговая компания была таким покупателем-продавцом, но законодатели нас тогда не услышали. Мы готовы заплатить НДС с разницы в цене, которую заработали, но не со всей стоимости. Уже есть поддержка по этой норме, надеемся она будет имплементирована в налоговое законодательство в ближайшее время.
Недавно начали более активно работать с Комитетом по финансовой политике и банковской деятельности и с Нацкомфинуслуг, над новой редакцией закона о финансовом лизинге. Действующий лизинговый закон морально устарел и не соответствует новым реалиям. Проект предусматривает устранение пробелов и несогласованностей между различными нормативными актами, которые регулируют лизинговую деятельность, и вводит ряд новых понятий, способствующих становлению цивилизованных правил игры.
– Расскажите подробнее о наработках к закону?
– В проект закона закладывается, с одной стороны, идея создания стимулов для развития рынка лизинга, а с другой – соблюдение баланса сторон лизинговых правоотношений, принципа справедливости. В нем есть дополнительный фокус на защите интересов лизингополучателей и потребителей-физлиц. Здесь мы следуем логике, которая давно сложилась в Европе: свобода договора – это хорошо, но есть сторона, которая априори слабее. Потребитель не может досконально знать законодательство и судебную практику. Он должен быть защищен от волюнтаризма той стороны, которая навязывает свой подход. Это защита маленького игрока от крупного, который может диктовать свою политику, не всегда безопасную и выгодную для потребителя.
Кроме того, обновленное законодательство должно способствовать закрытию лазеек для мошенников, которые переметнулись на лизинговый рынок. Не так давно мы собирали пресс-конференцию для обсуждения данной проблематики. В ней приняли участие представители Нацкомфинуслуг, правоохранительных органов, директора лизинговых и юридических компаний. Сложность изобличения таких псевдолизинговых компаний в том, что они формально соблюдают требования закона, но используют финансовую неграмотность клиента для введения его в заблуждение. И действующая нормативная база не может пока защитить потребителя от такого рода злоупотреблений, а значит она должна быть усовершенствована. Надеемся, что законопроект будет зарегистрирован уже в ближайшее время.
– Есть точка зрения, что лизингом стали больше пользоваться в связи с тем, что стало меньше денег.
– Если говорить о том, что раньше человек оплачивал 100% стоимости автомобиля, а сегодня у него этих денег нет – то безусловно. Но на рынке всегда есть два инструмента – лизинг и кредит. И говорить о том, что кто-то с кредита переключился на лизинг, потому что нет денег – некорректно. Нужно смотреть конкретные условия каждой компании, ведь на рынке присутствует много партнерских программ с автобрендами.
Сегодня активность банков, которые дают кредиты, гораздо ниже, чем 2 года назад. На это повлияла банковская чистка и уход крупных международных игроков. Они видят риски в кредитовании в Украине и все чаще их политика предусматривает переход на лизинг.
Когда в 2005-2008 годах люди с небольшими доходами ситуационно отнесли себя к среднему классу и брали кредиты и ипотеки, автомобильный рынок, автокредитование, автолизинг очень хорошо развивались. Но потом пришел кризис и этот “почти средний класс” очень сильно пострадал. И в результате максимальное падение авторынка произошло в сегменте недорогих машин.
Также присутствует отложенный спрос. Многие готовы ездить на трех-пятилетних машинах, не покупая новые. Последние полгода ситуация улучшается, учетная ставка становится меньше, но потребителю все еще тяжело взять кредит на 3-5 лет по нынешним условиям.
– А если говорить об изменении бизнес-климата за последние 2-3 года. Сложнее или проще стало работать?
– Двояко. С одной стороны, стало сложнее. Денег стало меньше, а бороться за них тяжелее. То пресловутое дно, которое мы в очередной раз нащупываем, опять оказалось какой-то корягой, которая то ли всплывает, то ли тонет. Тяжело быть оптимистом в этой ситуации. С другой стороны, то, что оптимистов стало мало, помогает бизнесу. Если говорить о бизнесе в целом, то тот, кто продолжает работать и делает это хорошо, сейчас растет. За счет ухода паникеров с финансового рынка компании, которые продолжают работать, сейчас хорошо зарабатывают. Они могут либо больше зарабатывать, либо покупать активы с хорошими дисконтами. В этом смысле кому-то стало легче работать. Есть базовые инстинкты – либо нападай, либо убегай. С позиции слабого все плохо, а с позиции сильного все нормально.
– Какая позиция в Вашей компании?
– У нас позиция продолжать работать. В этом смысле нам удобно и хорошо работать. Мы прирастаем больше, чем рынок и второй год в плюсах. По состоянию на сегодня наша компания одна из самых развитых как в части филиальной сети, так и по количеству партнеров дилеров и импортеров. Сейчас каждый 4-й автомобиль, приобретаемый в лизинг, финансируется Украинским лизинговым фондом.
– Каков ваш прогноз на ближайшие год-два? Как будет развиваться лизинговый рынок?
– Я был одним из немногих оптимистов, которые сказали, что в этом году рынок будет расти минимум наполовину. Этот прогноз сбывается. Я был в меньшинстве, но приятно, что рынок растет. Я верю, что за счет сельхозтехники этот рынок будет расти и дальше. Для него совершенно несложно вырасти в полтора-два раза.
С другой стороны, не в нашей власти общая экономическая конъюнктура, политическая стабильность в стране. Очень сложно сказать, как это повлияет на всех нас. Пока есть непонимание куда движется страна, здесь не будет новых международных игроков. Сейчас их очень мало. Часть из них что-то финансирует, но большая часть – нет. Их портфели второй-третий год только падают. А скрытый спрос на лизинг огромен, потому что в стране есть все для восстановления и развития экономики – рабочая сила, промышленность, черноземы. Здесь безумная нехватка современных основных средств. Амортизация оборудования, которое используется в промышленности, в сельском хозяйстве в среднем 80% и выше. Для нашей лизинговой индустрии здесь непочатый край работы.
ULF Finance (Украинский лизинговый фонд) работает на финансовом рынке Украины с 2011 года. По данным Украинского объединения лизингодателей, компания заняла первое место по новым регистрациями транспорта (за I полугодие 2016-го и годовыми показателями 2015 и 2014 годов) и 1 место по объему нового бизнеса (по показаниям 2015 года). Стоимость профинансированных предметов лизинга по итогам прошлого года составила 979,2 млн гривен.