УКРАИНЦЕВ ЗАМАНИВАЮТ В АВТОЛИЗИНГ

ПО ДАННЫМ Украинского объединения лизингодателей, количество заключенных и активированных договоров в прошлом году было больше, даже чем в докризисном 2007-м (в минувшем году было заключено почти 11 тыс. договоров финансового лизинга, тогда как в 2007-м — 9,27 тыс.). Отчасти стимулом к развитию лизинга стали налоговые льготы: с 1 января 2011 года разрешено относить на налоговый кредит 100% НДС, уплаченного при покупке автомобиля, переданного в оперативный лизинг, а с 1 апреля прошлого года все платежи по оперативному лизингу можно относить на валовые расходы. Сейчас же развитие лизинга будет стимулироваться еще и госструктурами. После введения запрета на покупки машин за бюджетные средства (в начале марта текущего года он снова был продлен до 2014 года) лизинговые схемы стали единственной легальной возможностью обзавестись дорогой машиной за казенный счет.

По словам генерального директора «VAB Лизинг» Людмилы Золотаревой, за прошлый год доля лизинга в общем объеме приобретенных автомобилей возросла почти на 50% в сравнении с 2010 годом. Причем большинство заключенных в минувшем году договоров — это лизинг автотранспорта в индивидуальном сегменте. В нынешнем году этот показатель может удвоиться. «Если в 2011-м на каждые десять автокредитов приходился только один договор лизинга, то, по нашим прогнозам, в 2012-м это соотношение составит уже 5:1», — рассказывает начальник управления массового рынка ПАО «Укрсоцбанк» Любовь Сыроватская.

Крючком, на который попадаются новые клиенты, в большинстве случаев становится простота оформления финансового лизинга (долгосрочной аренды авто с правом выкупа в конце срока лизинга). Вместо подписания горы документов, требующихся при оформлении банковского кредита (договор купли-продажи с салоном, кредитный и нотариальный договор залога, полис страхования каско и множество дополнительных соглашений), клиент подписывает только договор финансового лизинга.

К тому же лизинговые компании устанавливают более лояльные требования к финансовому состоянию потенциальных лизингополучателей. Что вполне объяснимо: на протяжении всего срока действия договора собственником автомобиля является лизинговая компания. И если клиент отказывается выплачивать лизинговые платежи, ей не приходится заниматься взысканием и реализацией залога. И, наконец, именно лизинговые компании все еще позволяют рассчитываться валютой, тогда как банкиры уже давно поставили крест на некогда дешевых долларовых и евро-кредитах.

Однако такие послабления обходятся гражданам недешево: итоговый размер лизингового платежа может оказаться просто шокирующим. Ведь в отличие от банковских заемщиков лизингополучатели ежемесячно оплачивают не только проценты по кредиту, но и стоимость страховки, расходы на оплату транспортного налога и Пенсионного сбора, сервисное обслуживание и другое. Все эти расходы растягиваются на весь период лизинга и включаются в платеж.

Если машина покупается за доллары или евро, то ставка (с учетом комиссии) может составить около 14–15%. «Процентная ставка зависит от срока финансирования и составляет от 10% в долларах США или евро. Также клиенту необходимо будет оплатить комиссию за финансирование в размере 2,5% от общей ее суммы, нотариальные расходы и государственную пошлину в размере 1% от стоимости автомобиля», — подсчитывает Любовь Сыроватская. Польстившись на валютное финансирование, клиентам компаний приходится мириться с довольно высокими потенциальными рисками девальвации национальной валюты. По некоторым оценкам, уже в 2013 году курс гривни может «просесть» до 8,7 грн./$. А значит и без того немалые расходы лизингополучателей могут резко возрасти.

Стоимость лизинга в гривне еще выше — около 20–24%, тогда как в банке автокредит можно получить под 17–20% годовых. При этом размер авансового взноса как в банках, так и в лизинговых компаниях колеблется в диапазоне 20–30% от стоимости авто. Еще один важный минус такого вида финансирования покупки авто — необходимость дважды раскошеливаться на регистрацию транспортного средства. Первый раз клиент должен оплатить первичное оформление машины на лизинговую компанию. А по окончании срока лизинга, когда автомобиль снимается с регистрации, ему приходится оформлять ее на себя, опять-таки за собственный счет. И, наконец, главный недостаток этой схемы покупки — отсутствие законного права собственности на приобретаемый автомобиль.

Тем не менее финансисты рассчитывают, что украинцы польстятся на сравнительно простой способ обзавестись новым автомобилем. В конце концов, обыватели уже подсели на систему супердорогих потребительских кредитов. По оценкам аналитической службы РА «Эксперт-Рейтинг», по итогам 2012 года объем операций по лизингу транспортных средств достигнет 60% от общих объемов лизинга в Украине, по сравнению с 52,6% по итогам 2011 года.

Коммерсант