Прогноз 2012. Рынок – автомобильный

Оптимистичный прогноз – 260-300 тыс. новых легковых авто

Сергей Носенко, руководитель отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании Порше Украина

– На рынок в 2012 г. в первую очередь будут влиять:

    стабильность гривни, так как 80% автомобилей – импортные и имеют существенную валютную составляющую в цене;
    наличие привлекательных механизмов финансирования продаж (кредит, лизинг);
    пошлины, акцизы на импорт – их увеличение не только заморозит дальнейшее развитие рынка, но и может привести к его сокращению;
    развитие экономики: не будет расти экономика – не будут расти продажи автомобилей.

Наша оптимистическая оценка рынка в новом году – 260-300 тыс. новых легковых автомобилей, пессимистическая – 200-220 тыс.

Группа Volkswagen имеет амбициозные планы по достижению лидерства в отрасли в мировом масштабе. Украинскому рынку при этом отводится важная роль. Уже сейчас, если просуммировать все бренды группы, продающиеся в Украине (VW, Audi, Skoda, Seat), то мы будем одними из лидеров на рынке (второе место по состоянию на октябрь 2011 г.). Если же говорить только о бренде Volkswagen, то цели тоже амбициозные: благодаря широкому модельному ряду, надежности и качеству автомобилей, которые все больше ценят клиенты, мы ставим перед собой задачу в полтора раза увеличить рыночную долю к 2014 г. и прочно закрепиться в пятерке лидеров украинского рынка.

Что касается госпрограммы развития легкового автомобилестроения до 2020 г., разработанной по поручению Президента организациями «Укрпромвнешэкспертиза» и «Укравтопром», то, на мой взгляд, разработчики этого документа не учитывали мнения и желания потребителей: никто не заставляет и не заставит клиента покупать более дорогой VW или Toyota вместо Zaz. Клиент голосует в этом случае своим кошельком. Объективно: украинский автопром безнадежно отстал в технологическом развитии от европейских и даже китайских производителей. Единственный, с моей точки зрения, выход – кооперация с китайскими производителями (в идеале с европейскими или корейскими) и совместное проектирование и производство бюджетных автомобилей.

Отличный пример – Zaz Forza. Сегмент бюджетных авто с ценой до 160 тыс. грн. – самый объемный в Украине (до 60% рынка). И я уверен, что, доработав качество выпускаемых машин и расширив модельный ряд, украинские производители смогли бы безоговорочно лидировать в нем и без каких-либо заградительных пошлин на импортные авто. А если не улучшать качество и комфорт и выпускать десять лет одну и ту же модель, то невозможно будет завоевать лояльность клиентов и увеличивать продажи.

К тому же разработчики документа, мне кажется, некорректно приводят примеры России, Китая, Индии: рынки в этих странах во много раз больше украинского. Мировые производители вынуждены были бы открывать там локальное производство только для того, чтобы удовлетворить растущие потребности их рынков. А Украина с рынком в 200-300 тыс. в год не поглотит объемов производства и уже имеющихся четырех заводов.

Неизвестно и то, как отреагируют ВТО и ЕС на повышение пошлин. А это имеет важное значение для евроинтеграционных процессов, о важности которых постоянно говорит руководство страны.

Рост рынка ожидается на 15-20%

Елена Дунина, генеральный директор АВТО Интернешнл:

– Разумеется, в первую очередь будущее авторынка зависит от общей ситуации в стране, которая определяет уровень платежеспособного спроса и настроения потребителей. Второй фактор – курс гривни и величина таможенных пошлин, налогов, влияющих на цену автомобилей. Третий – привлекательность условий автокредитования. Если по всем этим направлениям хотя бы сохранится сегодняшнее положение, то и рынок сбережет темпы развития. Любое ухудшение приведет к падению продаж, а на улучшение рассчитывать сложно, так как нет оснований ожидать, что будет уменьшена налоговая нагрузка при нынешних долговых обязательствах государства.

По уточненным оценкам, емкость рынка в 2011 г. ожидается на уровне 215 тыс. новых легковых авто. Рост по сравнению с прошлым годом, когда было продано 162 тыс. автомобилей, вроде бы большой, но не нужно забывать, что в нынешнем году во многом сказался фактор отложенного спроса, особенно для корпоративных продаж. К тому же иссякают сбережения людей. При сохранении статус-кво рост в 2012 г. может составить 15-20%, до 250-255 тыс. единиц. Но при ухудшении условий рынок может упасть до 170-180 тыс.

К сожалению, в 2011 г. Mazda немного потеряла в доле украинского рынка. Сказалось то, что японским производителям трудно работать с ценой на автомобили в условиях сильной иены. Повлияли и производственные трудности, вызванные землетрясением, хотя компания их довольно быстро преодолела. Мы ожидаем, что в 2012 г. продажи Mazda возрастут на 20% и доля рынка составит 1,1%. Большие ожидания у нас связаны с началом продаж (март 2012 г.) нового компактного кроссовера Mazda CX-5, в котором реализованы новейшие технологии, а экономичность его бензинового двигателя лучше, чем дизельного. Долю рынка Suzuki нам удается сохранить на уровне 1%, ожидаем роста продаж на 10-15% – принципиальных новинок не ждем, но будут обновления в существующем модельном ряду.

Если же говорить о новой Программе развития легкового автомобилестроения до 2020 г., то она вызывает много вопросов.

Во-первых, данные для сравнительного анализа, на наш взгляд, подобраны тенденциозно. Например, не говорится о Японии, где ввозные пошлины равны почти нулю, но это никак не мешает развитию автопрома. Во-вторых, стоит ли государству так серьезно заниматься развитием автопрома, где минимальна роль национального интеллектуального потенциала? Есть же другие сферы, развивая которые, можно конкурировать на международном уровне. В-третьих, прогнозы роста авторынка и производственных мощностей, приведенные в этом документе, на наш взгляд, малореалистичны. Кроме того, реализация программы может дать преференции нескольким частным компаниям и привести к монополизации ими рынка. На каком основании? Подобный перечень можно продолжать. Хотелось бы, чтобы столь важные документы готовились более качественно.

Важность комплексной оценки затрат

Ответы подготовлены МАН Трак энд Бас Юкрейн.

На ваш взгляд, какие факторы будут определять развитие украинского рынка грузовых автомобилей в 2012 г.?

Мы видим четкую тенденцию к тому, что крупные украинские компании все чаще отдают предпочтение западным производителям техники. Уже пришло понимание того, что начальная закупочная цена грузовика – далеко не единственное, на что необходимо обращать внимание при выборе автомобиля. Не менее важными факторами являются условия гарантии и сервисного обслуживания, а также показатели по расходу топлива. В связи с тем что эти критерии выходят на первый план, MAN чувствует себя все более уверенно на украинском рынке, предлагая своим клиентам оптимальный продукт по соотношению цена/качество. Мы думаем, что следующий год еще раз докажет правильность комплексной оценки затрат на протяжении всего жизненного цикла транспортного средства. Евро 2012, о котором так много сейчас говорят, тоже сыграет свою роль, так как станет для Украины и ее транспортной системы серьезным испытанием и покажет слабые и сильные стороны техники, имеющейся на нашем рынке.

Можете ли вы дать оценку его емкости в 2012 г.?

Надеемся, что в 2012 г. ситуация на рынке грузовой и коммерческой техники Украины продолжит стабилизироваться, и мы будем наблюдать рост продаж, свойственный уходящему году. В этом случае можно согласиться с прогнозами специалистов отрасли, считающих, что емкость рынка техники основных европейских производителей составит 1,7 тыс. единиц.

Пессимистичным сценарий может быть в том случае, если европейский кризис и нестабильность валюты, имеющие сейчас место в ряде западноевропейских стран, придет в Украину. Тогда вряд ли стоит ожидать роста продаж. Скорее всего, показатели будут на уровне 2011 г. (порядка 1,2 тыс. единиц).

MAN Truck & Bus AG имеет амбициозные планы в глобальном масштабе. Какая роль при этом отводится украинскому рынку?

MAN расширил рамки бизнеса, свойственные типичным немецким компаниям, предпочитающим вести деятельность в странах Западной Европы. Мы распространяем свой бренд и продукцию по всему миру. Восточная Европа и Украина в частности является одним из основных рынков развития для нашего бизнеса. Именно поэтому продвижению бренда MAN в нашей стране уделяется много внимания со стороны MAN Truck & Bus.
 
Что может измениться в вашей работе на рынке в 2012 г., на чем будете делать акцент?

MAN – это бренд, которому доверяют и который имеет хорошую репутацию в Украине. Мы хотим углубиться в регионы, уделить особое внимание работе наших сервисных центров, а также вывести на новый уровень региональные продажи. Достижение этой цели и будет расставлять акценты в нашей работе в следующем году.

Комп&ньоН